Рефлексия настоящего, как определяющий аспект будущего подростка.
“С помощью Первого Взгляда ведьма видит то, что происходит на самом деле, а с помощью Второго Помысла следит за своими мыслями”.
Терри Пратчетт.
Очень часто мы думаем о будущем. С самого детства и на протяжении всей жизни строим планы, ставим цели…Стоит понимать разницу между действительной постановкой задач и неким “уходом” от трудностей “здесь и сейчас”. Как правило, не решая проблемы сегодняшнего дня, а избегая их, планируя эфемерное будущее, следует разочарование и, как результат - регресс. Причем регресс, как физический, так и моральный. Поэтому, в нашей статье мы поговорим о том, как оптимизировать мышление и выстраивать повседневную жизнь и будущее сходящимися, а не параллельными прямыми.
Несомненно, одним из главных инструментов работы над будущим является самоанализ и рефлексия. Попробуем разобраться в закоулкахсвоей души. Неплохим примером из истории является Ф. М. Достоевский. До своего ареста и каторги, он был оппозиционером либерального толка. Вернулся же убежденным монархистом. Очень часто в погоне за радикально - реакционными переменами, мы не даем себе возможности для рефлексии и глубинного самоанализа сегодняшнего дня, своих действий, хода мыслей, поведения. Если ваши, казалось бы, неопровержимые истины, принципы, установки дают отрицательный результат, подвергайте их сомнению. Пересмотрите, проанализируйте, отрефлексируйте. Вся проблема заключается в том, что чаще всего мы идем по пути наименьшего сопротивления, обвиняя близких людей, обстоятельства, общество…Даже если наши установки верны, пересмотр и рефлексия сделают их глубже и честнее. Именно поэтому необходимо создавать условия формирования рефлексии уже в подростковом возрасте, чтобы появлялось понимание своих внутренних состояний и результатов собственной деятельности.
Рефлексия, другими словами “взгляд внутрь себя”, от латинского reflectio” - “отражение” - это важный процесс осмысления и анализа отношений с окружающим миром, направленный на развитие способности контролировать свое мышление, анализировать поступки, оценивать и корректировать свое поведение, распознавать эмоции, очищать сознание.
Если взрослые довольно часто уходят от решения трудностей и сознательно (страх, лень), то неокрепший подростковый организм бессознательно отказывается рефлексировать или, что еще хуже, рефлексия направлена на обструкцию, что влечет за собой деградацию и отсутствие личностного роста.
Развитие рефлексии подростка заключается в умении:
● контролировать и управлять своими эмоциями.● анализировать свое эмоциональное состояние и настроение.
● развивать волевые, регуляторные функции поведения.
● осознанно оценивать результаты своей деятельности.
● критически мыслить.
● исключать из своего сознания неверные установки и убеждения.
● проявлять твердость в принятии решений.
● отстаивать четкую социальную позицию.
Важную роль в развитии навыков рефлексии подростка играет осознание своего “Я”, адекватная самооценка, способность к самоанализу и самокритике.
Понятие рефлексии многогранно. Можно выделить несколько направлений рефлексии, которые имеют определенные свойства и параметры: личная рефлексия, интеллектуальная, коммуникативная, социальная и научная.
Практические упражнения для формирования навыков рефлексии у подростков:
● “Автопортрет”. Опишите себя, свои личностные качества, черты характера, манеры, модели поведения, способы реагирования на те или иные ситуации, преобладающий эмоциональный фон. Это упражнение способствует самопознанию и развивает навыки самоанализа.● “Знакомство”. Подростку предлагается каждый день заводить знакомство с новым человеком, выстраивать с ним диалог, а затем анализировать собственное поведение и реакцию окружающих. Это упражнение расширяет социальный опыт ребенка и развивает навыки реагирования на различное поведение других людей.
● “Скажи да”. Это упражнение проводится в парах. Подросток озвучивает свое настроение и чувства, которые испытывает в данный момент времени. А другой - пытается в подробностях выяснить его состояние, задавая наводящие и уточняющие вопросы. Ответы должны носить утвердительный характер. Это упражнение развивает эмпатию, эмоциональный интеллект и рефлексию.
Очень важно в процессе развития рефлексии подростка давать собственные положительные примеры. Процесс воспитания личности всегда тесно сопряжен с самовоспитанием. Развитие духовно-нравственных качеств — это работа не вакуумная, но командная. Необходимо понимать всю серьезность происходящего с подростком, и проживать трудности вместе с ним. Ни в коем случае ни выстраивая позицию: “Я взрослый - и проблемы у меня взрослые”, “ты ребенок - проблемы детские”. Уберите “высоту своих лет”, но руководствуйтесь своим жизненным опытом. Помогите ребенку отрефлексировать правильно те или иные события, сделать выводы и конструктивно подойти к решению проблем.
Психологи,
эксперты АНО ДПО «ФАДО»
Анна и Николай Парфеновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: