Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Руководство: сюжетные игры с ребёнком

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
19.09.2024

Игра для ребёнка   — это бесценный источник познания мира и отношений между людьми. 

Мы – педагоги знаем, что социализация начинается со зрительного, тактильного, коммуникативного и игрового контакта ребёнка с близким взрослым, а е в момент выхода на детскую площадку и начала посещения детского сада и общественных организаций.


q5horj19upd52edma8jn361sm2xyke6n.png


Игры всему этому учат и кроме того, что бывают разными, решают разные задачи и доступны детям уже с раннего возраста. 

Первым делом нужно провести мини исследование и узнать, что больше всего ребёнок любит. Кто-то любит петь и танцевать, кто-то стихи читать, а ваш малыш что любит? 

Потом обозначить круг потребностей: речевое развитие, развитие координации движений, коммуникации, взаимодействия со взрослыми.

Работаю в службе ранней помощи в Москве. К нам обращаются семьи с детьми до 3х лет и 11 месяцев и у всех есть запросы, связанные с развитием речи, координации движений, моторного развития, развитию игровой деятельности. Когда мы – специалисты формируем индивидуальный план развития мы ставим разные задачи и учитываем при этом возможности детей.

Когда покупаете малышу конструктор, игрушечную посудку, куклу или просто набор формочек для игры в песок всегда помните о том, что для развития ребёнка важен не сам факт покупки, а та игра, в которой все эти игрушки будут использоваться. А задача взрослых – научить ребёнка в эту игру играть. 


Сенсорные игры прекрасно развивают знание форм, цветов, размеров, свойств предметов. Начнём с песочницы? Летом это, конечно, проще организовать на улице, но в дождливую или холодную погоду выручает кинетический песок, высыпанный на поднос с бортиками, или песочница в виде короба или стола с подсветкой или без. 

Работая с родителями маленьких детей поняла, что для того, чтобы ребёнок с увлечением строил замки из песка нужно для начала заинтересовать родителей. Дело в том, что игры с песком развивают не только мелкую моторику, как принято считать. Творческие игры с песком требуют наличия минимального сюжета, фантазии, творческого воображения. У малышей до 3-х лет эти абстрактные процессы только формируются и родителю нужно обязательно подключаться и сопровождать процесс игры комментариями, включать новых персонажей, игрушки, ставить перед ребёнком новые задачи. Всё это время эмоциональный фон должен быть благоприятным.


Замечали лето, как в каждом дворе, где есть песочница, малыши лепят куличики? 

А вот я заметила, что не везде и не всегда при этом разворачивается настоящая интересная творческая игра. 

Тут дело во включённости родителей в процесс игры и в поиске понятных малышу игр

Знаю, что у вас всё хорошо с фантазией и поэтому просто для примера набросаю тут несколько сюжетов творческих игр: 


Поиски сокровища и кладов требуют тщательного планирования. Во-первых, сам клад прячется так, чтобы его точно не потерять под толстым слоем песка (игрушка внутри киндер яйца подойдёт). Во-вторых, поиск клада – это прекрасная возможность для ориентировки в пространстве песочницы (ближе-дальше, глубже). В-третьих, это тренировка воли, возможность запомнить, удержать несложный план действий и реализовать его.

1. Игры в стройку невозможно представить без экскаватора или грузовичка, выкапывание глубокой ямки и насыпание высокой песочной горы. Если в процессе игры в песочнице появятся маленькие пластиковые заборчики из конструктора или деревянные домики, то она станет значительно интереснее.
2. Игры в поваров или выпечку пирогов – это не просто куличики, а разные пирожные и торты со свечками из трубочек и палочек, про пироги с начинками из пластиковых овощей, ягод и фруктов и, конечно, про чаепитие. Именно для этого нужен игрушечный набор посуды. Позвать в гости на чай игрушечного зайку или соседского мальчика – отличная идея.

Чтобы игры с песком имели творческий характер обязательно подготовьте игрушки, машинки, формочки для печенья, заборчики и кирпичики из детского конструктора, то, что будет использоваться в качестве сокровищ для клада и запаситесь терпением и хорошим настроением. Помните, что любая продуктивная деятельность важна для детей потому, что в результате они видят некий продукт, созданный сейчас, в моменте усилиями малыша и мамы и есть повод гордится собой.

Вот такими играми с минимальным сюжетом нужно руководить взрослому: направлять, действия детей, задавать цели и мелкие задачи, поддерживать инициативу. Играть молча при этом категорически запрещено. Даже если ребёнок совсем мал и особенно, если он еще не говорит! Планируйте в одной игре решить несколько игровых задач, например, развивать у малыша понимание обращенной речи, умение делать выбор, повторять за взрослым, сенсорное развитие.

Пример такого руководства сейчас приведу. Мама принесла игрушечные чашки и блюдца, игрушки, расставила их по кругу. «Кукла Катя, Мишка и Зая хотят пит чай», - говорит мама. – «Сынок, расставь чашечки красиво» (мама показывает, что «красиво» – это такого же цвета: зелёная чашечка на зелёное блюдце и т.п.). «Молодец, - хвалит и поддерживает мама, – а теперь дай чашку Кате.Аааа, какой вкусный чай». Далее многократное повторение действий по аналогии с предыдущим. «Дай чай Зае. Покажи, как пьёт Зая? (малыш сам даёт чашечку Зае и повторяет «ААА»). Теперь дай чай Мишке…». Принесите «угощения» и усложните игру. Спросите у малыша: «Что будет Зая: банан или печенье?» (держите при этом в руке игрушечный банан и печенье). Что
Не нужно играть долго, от 5 до 10 минут достаточно. Сюжеты могут быть разнообразными: «Покатаем игрушки в коляске», «Сварим кашу», «Купаем куклу Катю», «Лечим Мишку». Как видите и игрушек тоже много не нужно. Тут важно руководство игрой. Будьте рядом, комментируйте вслух, направляйте игру. Эти игры подойдут детям от 1,5-2 лет.


Некоторые моменты по подготовке к игре уточню.

Первое: не нужно, чтобы игрушек было много (лишние должны быть убраны в коробку или непрозрачный пакет) и доступ к ним у ребёнка должен быть ограничен. Это обязательное правила. Иначе вы не сможете привлечь и удержать внимание малыша!

Второе: никаких фоновых звуков (мультики, пылесос, новости, лай собаки за окном точно помешают малышу сосредоточиться)!

Третье: не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать, сказать, показать, повторить, выдержать! Время игры постепенно увеличивается, задачи - усложняются по мере возможностей и взросления. 

Четвертое: 4 основных цвета (красный, зелёный, жёлтый и синий) и никаких оттенков больше ребёнок до 3х лет знать не должен. Он может их находить по принципу «найди такой же», но знать точно не должен. Начинайте с 2х контрастных цветов (красный и жёлтый).

Пятое: малыш должен смотреть вам в глаза, поэтому сидите напротив него и старайтесь этот зрительный контакт удержать!

Шестое: речь должна быть чёткой, фразы понятными и короткими: «Дай мячик», а не «Мама так хочет этот мячик скорее, дай, Максим, пожалуйста, мне мячик».

Седьмое: научите играть и других взрослых и старших детей в семье по тем правилам и в те игры, которые малыш уже запомнил.

Восьмое: не спешите делать выводы о том, что вашребёнок хочет или любит в игре. Дайте время игры запомнить, когда алгоритм действий станет привычным и понятным.

Девятое: давайте проявлять малышу инициативу. Давайте поручения и задавайте такие условия игры, где нужно что-то решать самостоятельно. «Что нужно, чтобы постирать платье кукле Кате? Принеси.»

Десятое: не отвлекайтесь сами! Отложите телефон и другие дела.

С удовольствием и без спешки играйте ежедневно и будьте сами немного детьми!


​​​​​​Ваш логопед-дефектолог,педагог раннего развития

эксперт АНО ДПО «ФАДО» 

Светлана Столярская

 

    



Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку