Социальные навыки в младенчестве и раннем возрасте! Да, и это только начало. (Часть 1)
Довольно часто родители и педагоги недооценивают значение и роль в жизни ребенка периода от рождения до 3 лет. Хотя сегодня есть четкое понимание того, что вхождение в социальное пространство ребенок начинает именно с первых дней жизни. Процесс социализации ребенка обусловлен двумя тенденциями, с одной стороны ребенок зависит от влияния и условий взаимодействия с окружающей его социальной средой, с другой стороны, он и сам способен к инициации и поддержанию социальных связей.
Концепция персонализации индивида (А.В.Петровский, В.А.Петровский) предполагает, что в процессе вхождения в социальную среду человек закономерно проходит три фазы своего становления как личности: фазу адаптации, фазу индивидуализации и фазу интеграции. Фазы развития личности в раннем детстве имеют следующие результаты:
• первая – адаптация на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму при первоначальном неумении выделить свое «Я» из окружающих представлений;• вторая – индивидуализация, противопоставление себя окружающим, демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих;
• третья – интеграция, позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и предъявлять им разумные требования, с которыми взрослые готовы считаться.
Исходя из данной концепции можно выделить ключевые факторы, определяющие эффективность процесса адаптации, индивидуализации и интеграции ребенка.
Социально-бытовой фактор предполагает практическое усвоение культурно-гигиенических навыков и правил здорового образа жизни, сформированность навыков ориентировки в окружающем и необходимых способов обследования социального пространства);
Социально-коммуникативный факторвключает в себя (сформированность мотивов общения (познавательного, делового, личностного), средств общения, как невербальных (экспрессивно-мимических, жестовых, графических), так и вербальных; умение использовать средства общения для удовлетворения своих потребностей, организации совместной деятельности с другими людьми, формирования взаимоотношений, познания других людей);
Социально-средовой фактор заключается в умении ребенка контролировать свои эмоции и выражать их вербальными и невербальными способами, понимание эмоций других людей, сформированность представлений о себе (адекватная оценка своих возможностей, способность сравнивать себя с другими людьми), способность ориентироваться на общественные нормы и воспроизводить их в личном поведении, знание и выполнение норм безопасности в различных общественных местах, в собственном доме, на улице, усвоение правил непосредственного включения в сообщество, осознание собственной социальной роли и готовность её выполнять в процессе общения и взаимодействия с разными группами людей).
Литература
Петровский В. А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. — М., 1987. — С. 8—18.
Кандидат педагогических наук,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Надия Тюрина