В этом году в первый класс? А готов ли ваш малыш к школе?
Вот вроде на одном языке говорим, но почему-то этот вопрос понимают родители по-разному. Кто-то считает, что готовность к школе определяется базовыми умениями считать, читать, определять время по часам. Кто-то считает, что готовность определяется уже самим фактом достижения возраста 6,5 – 7 лет. Кто-то видит ответ на этот вопрос в финансовых возможностях семьи: форма, портфель, обувь не всем по карману.
Поэтому уточню, что я вкладываю в вопрос психологическую готовность и те личностные качества,которые уже, на мой взгляд, сформированы у ребёнка к 6-летнему возрасту, а также способность к самоконтролю, поиск душевных сил и мотивации к продолжению начатых действий и завершению их же. А как насчёт желания найти новых друзей в школе? Это важно, но мало кто заботиться о том, чтобы научить ребёнка эмпатии, сочувствию, умению разделять общие интересы, работать в команде, делиться своими радостями, успехами и неудачами.
Мне категорически не нравится, что некоторые родители перекладывают ответственность за формирование внутренней позиции школьника на педагогов, психологов и друг на друга. Всё знают, что начинается всё с семьи, но сами ждут решений от других. Чтобы идти навстречу друг-другу нужна обоюдная инициатива.
Когда ребёнок отказывается соблюдать правила он сталкивается со стеной непонимания учителей и одноклассников. Конфликты в школе в таком случае неизбежны. Формирование свода ограничений, приемлемых в обществе – задача взрослых. Когда в школу приходят дети, выросшие в духе вседозволенности и по типу «кумир семьи» им бывает сложно адаптироваться.
Успешность ребёнка в школе определяется не только и не столько наличием знаний о буквах и цифрах, умением в уме складывать и вычитать, а в большей степени умением самостоятельно принимать решения, нести ответственность, проявлять себя. А еще обучение в классе – это новый коллектив, это поиск друзей, это время для того, чтобы ребёнок почувствовал себя старше. Если ваш малыш только планирует пойти в школу, то дошкольный возраст – прекрасное время для формирования ключевых личностных качеств: инициативность, самостоятельность и ответственность.
Если в старшем дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, то к первому классу у него уже проявляются устойчивые интересы к спорту, творчеству, заботе о животных и т.п. Инициативного ребенка от безынициативного отличает содержательность интересов и начинается это уже с раннего возраста благодаря тому, что ребёнку дают делать выбор, предоставляют разные возможности для развития. Если кроме мультиков и «залипания» в телефоне или планшете никаких возможностей не предоставляют, то это тоже выбор, но его сделали сами родители в пользу развлечений. Инициативный ребенок, готовый к школе, умеет сам найти себе занятие, соответствующее собственному желанию: конструктор это или картина по номерам, эксперименты на кухне, чтение или что-то ещё зависит от условий, которые были созданы взрослыми и от примера, который был ими же и показан. Возможность включиться в содержательнуюбеседу, поддержать разговор, найти друзей среди одноклассников, предложить интересное дело сверстникам не в самой школе формируются, а задолго до этого.
Самостоятельностью называют способность ребенка без поддержки взрослых решать задачи, которые возникаютв обычной жизни и деятельности. Это качество также не начнёт само по себе резко проявляться дома, в детском саду или в школе, если его целенаправленно не формировать. Не давать ребёнку ничего решать самому потому, что вы «лучше знаете», что ему нужно. Замечено, что у родителей, как правило тревожных, требовательных, деспотичных гиперопекающая позиция в воспитании присутствует до окончания ребёнком школы и уровень тревожности только повышается с возрастом. В то же время ребёнок привык, что за него не только выбирают кружки и секции, но и планируют чем, когда и как заниматься. Ребенок перестаёт проявлять инициативу, ждёт её от других, становится ведомым. Самостоятельность в таком случае остаётся, в лучшем случае, на бытовом уровне. А за пределами квартиры ребёнок теряется, всего боится, ему мир и одноклассники могут казаться враждебными, учителя – предвзятыми.
Ответственность в младшем дошкольном возрасте, как духовно-нравственное качество, формируется также целенаправленно. Позиция «хочу» меняется на «надо» под воздействием внешних факторов: уроки и перемены строго по звонку, учебное расписание, учитель относится одинаково ко всем и не даёт поблажек, а жалобы не работают. Вчерашний малыш в начальной школе становится взрослее и ответственнее.
Задача взрослых и особенно родителей – продолжать воспитывать эту ответственность, закладывая нечто большее, чем подчинение внешним обстоятельствам: помогать и направлять, не лишая при этом инициативы, самостоятельности и ответственности.
Умение дружить, воспринимать сверстников, как равных – целая наука и в детском саду, и, особенно, в начальной школе следует и этому учить детей.
От себя же рекомендую изучить основы гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили. «Гуманная педагогика – это, прежде всего, про мудрость, умение управлять своими эмоциями при каждой встрече с детьми. Здесь работают не методики и стандарты, а то, кто и как доносит эти стандарты до детей: какими глазами педагог смотрит на ребенка, передавая знания».
Выбор учителей и наставников для ребёнка – важное и ответственное дело, поэтому предлагаю начать с себя!
А мы, уже по традиции, приглашаем вас в наш клуб для родителей, где наши психологи, логопеды, педагоги и нейропсихологи всегда на связиhttps://fadologopedclub.ru/clubfree
Желаю вам терпения и удачи в воспитании ваших детей.
Ваш логопед-дефектолог, педагог раннего развития
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Светлана Столярская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: