Заметки о воспитании. Непослушный ребёнок.
Всегда удивляюсь тому, как люди, стараясь переложить ответственность и найти лёгкий способ решения проблемы похожи друг на друга.Воспитывать ребёнка труднее, чем всё разрешать, чем закрывать глаза на истерики, капризы, манипуляции и непослушание.
Специалисты, которые работают с детьми, ежедневно сталкиваются с ситуациями непослушания детей, отказа от выполнений просьб, инструкций, требований педагога.
С недавних пор регулярно замечаю, что созданы эти проблемы непослушания руками самих родителей! А при условии, что ребёнок при этом не социализирован, детский сад не посещает, родители к своему ребёнку не критичны, взгляд со стороны на проблему непослушания скорее вызывает напряжение и раздражение.
Современные родители почти не предъявляют кдетям требований, дома отсутствуют правила, часто даже режим дня нестабилен. А в игры с правилами родители с ребёнком не играют чаще потому, что просто не умеют и не хотят. Некоторые нанимают няню, перекладывают всё это на воспитателей в детском саду, обижаются на бабушек, которые отказываются «сидеть» с внуками.
Дело в том, что некоторые взрослые неверно понимают значения слова «правила». Они боятся проявить твёрдость, запугать ребёнка, испортить его беззаботное детство и психику. Так они объясняют и оправдывают свой самоотвод, самоустранение.
Между тем, правила - это не про крики родителей при непослушании детей, не про провокацию истерик у детей, а про формирование привычки к социально приемлемым формам поведения в обществе. Не все, к сожалению, делают прогнозы развития и безопасности ребёнка при отсутствии правил в семье.
«А что вы предлагаете? Истерику провоцировать?» - возмутилась мама 3х летней Софии, когда я не разрешила девочке тянуть за верёвку и стягивать тяжёлую коробку с игрушками с верхней полки. Я же возразила потому, что короб с игрушками, упавший на голову ребёнка, может вызвать не только истерику, но и синяки, ушибы и сотрясение мозга.
На занятиях с детьми раннего возраста у меня всегда присутствуют родители. Замечу, что дети до 4х лет (особенно те, кто в детский сад не посещают и о правилах понятия не имеют) в кабинете логопеда ведут себя именно так, как делали это люди в пещерах: хватают игрушку с полки без разрешения, бросают её на пол, потом хватают другую, снова бросают, потом третью. Просить игрушку они не хотят и/или не умеют, а родителине видят никаких проблем в таком поведении.
Между тем аксиомой является то, что пространство обычной квартиры и даже кабинета логопеда небезопасно, а брать чужие вещи без разрешения нельзя. А ещё странно, что взрослые люди как будто не понимают, что ребёнок станет старше и продолжит также разбрасывать игрушки, брать чужие вещи, капризничать.
Запомните! Правила поведения, введённые в семье с раннего детства закрепляются у ребёнка очень быстро только при условии последовательного и регулярного их соблюдения всеми члена семьи (и взрослыми, которые заботятся о ребёнке и особенно, если эти взрослые вместе с ребёнком проживают).
А вот еще причина непослушания: мама и папане могут договориться между собой и выработать единую стратегию воспитания, и ребёнок начинает манипулировать, проявлять хитрость, слушаться тогда, когда это нужно для того, чтобы мама купила игрушку, дала конфету и другое, а не потому, что так нужно, так принято, так все делают.
Был у нас полгода назад случай в службе ранней помощи: к коллеге-логопеду пришла семья на консультацию впервые. Девочка и папа были в тот день без мамы. В конце встречи Ирина попросила 3х летнюю малышку собрать разбросанные игрушки в коробку, куклу убрать на полку. Девочка стояла неподвижно. Папа тоже застыл в изумлении неподалёку, а потом произрастает: "У нас этим занимается няня".
Ирина ответила на это так: "Тогда звоните своей няне, пусть приезжает и убирает тут всё. Я вас не отпускаю, жду".
После небольшой паузы папа пришёл в себя и помог собрать игрушки, а дочка помогала.
А вот ещё случай, который рассказала коллега – дефектолог. Она была в отпуске в жаркой стране. В отеле была семья из России с ребёнком. Оба родителя, полная благополучная семья. Мальчик как-то раз пришёл в кафе, расположенное на территории отеля с мамой. Вел он себя обычноспокойно и даже тихо, мама с ним всегда была рядом. В тот день коллега услышала, как они весело смеются и обернулась. Она увидела, что малыш был абсолютно голым. Профессиональный интерес или просто любопытство заставило её поинтересоваться у женщины почему мальчик голый. На это мама спокойно ответила: «Он так любит. Максиму нравится так ходить, не хочет в одежде». На вид мальчику было 2 года.
Спектакль окончен, занавес. Делайте выводы сами. Осень жду ваших комментариев и историй
Ваш логопед-дефектолог,педагог раннего развития
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Светлана Столярская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: