Знаете ли вы, что такое голбол? Может ли незрячий человек заниматься спортом?
Пролетел июнь, прекрасный летний месяц. Но впереди еще целых два месяца отдыха и безусловно их нужно использовать для развития, накопления сил, нового опыта и открытий.
Продолжаем наш разговор про отдых,доступный для каждого человека. В предыдущеммесяце мы говорили про доступные музеи России. Сегодня поговорим про доступный спорт. Вероятно, ни для кого не секрет, что люди с инвалидностью занимаются спортом, принимают участие в Олимпиаде, она называется Паралимпиада, ходят в фитнес, получают удовольствие от движения. Давайте узнаем немного о некоторых тайнах и «фишках» инклюзивного спорта.
Раз начали говорить про голбол, продолжим о нем. Голбол – самый популярный командный вид спорта среди слепых и слабовидящих людей. Появился он в 1946 году как способ реабилитации и поддержания физической активности слепых ветеранов Второй мировой войны. С тех пор голболстал основным командным видом спорта для слепых спортсменов, и в него играют на соревнованиях в 112 странах. Как происходит игра? Две команды по три игрока в каждой встречаются друг с другом на четко заданной площадке. Цель игры — перекатить мяч размером с баскетбольный с колокольчиками внутри над линией ворот соперника. Противники ориентируются на звук колокольчика приближающегося мяча и пытаются заблокировать его своим телом. Как только они остановили мяч и взяли его под контроль, они становятся атакующей командой. Голбол является паралимпийским видом спорта.
Какие еще виды спорта доступны людям с нарушениями зрения? Удивитесь, но к параолимпийским видам спорта, доступным людям с нарушением зрения, относится даже велоспорт. Ключевым фактором успеха является то, что слепые спортсмены соревнуются на тандем-велосипедах. Управление и торможение зона ответственности впереди сидящего видящего пилота, а слабовидящий спортсмен отвечает за мощность и скорость движения. Отличный пример командного духа и взаимодополнения.
Перечень параолимпийских дисциплин, доступных для людей с нарушением зрения,достаточно широк и включает в себя летние (дзюдо, легкая атлетика, паратриатлон, плавание, футбол) и зимние виды спорта (биатлон, горнолыжный спорт, лыжные гонки).
А если речь идет про ограничения в деятельности опорно-двигательного аппарата, то спорту есть место в жизни таких людей? Ответ очевиден, конечно, есть, и даже очень разнообразный спорт. Среди них: академическаягребля, бадминтон, баскетбол на колясках, бочча, велоспорт, волейбол сидя, гребля на байдарках и каноэ, конный спорт, легкая атлетика, настольный теннис, паратриатлон, паратхэквондо, пауэрлифтинг, плавание, пулевая стрельба, регби на колясках, стрельба из лука, теннис на колясках, фехтование на колясках и многое другое. Ключевым является учет возможности самого человека с НОДА в синергии с усилиями партнера (тандем) или технических приспособлений, компенсирующих дефициты.
История развития инклюзивного порта начинается во второй половине 20 века, в 60 годах. Именно в это время возникает активное движение за права человека, борьба за равный доступ и участие в жизни каждого человека безотносительно его ограничений.
Важным аспектом инклюзивного спортаявляется не только его непосредственнаясоставляющая, связанная с преодолением и достижением, физической активностью и здоровьем. Важно то, что спорт это способ жить активно, полноценно в сообществе других людей. Спорт — это путь социализации и социальной адаптации человека с инвалидностью.
Поэтому родителям и педагогам стоит уделить особое внимание наблюдению за своим ребёнком или учеником. Что ему больше нравится в движениях или наоборот, что стоит развивать, так как вызывает много напряжения и требует множества усилий. Важно не думать, что ограничения ребенка влияют на его способности реализоваться в спорте. Не обязательно в спорте высоких достижений, но обязательно в спорте,приносящим пользу и удовольствие.
Когда же, как ни летом, уделить этому особоевнимание. На пляже есть множество возможностей дать почувствовать свое тело через доступную нагрузку, расширить диапазон движений, подарить радость достижений и возможность разделить ее с другими.
Первым шагом со стороны взрослых может стать их вера в возможности ребенка с инвалидностью. В этом помогают известные истории успеха. Такие имена, как Оскар Писториус– легкоатлет-инвалид из ЮАР «самый быстрый безногий в мире», Филипп Круазон – французский пловец, пересекший Ла-Манш без рук и без ног, Игорь Плотников «тюменский дельфин», пловец без обеих рук. Перечислять еще можно очень долго, главное захотеть узнать о людях и их безграничных возможностях духа.
Мне лично в контексте разговора об инклюзивном спорте не менее симпатична и другая сторона этого вопроса. Известен случай: на соревнованиях два бегуна бежали марафон, и вот уже на финише один из них упал. Что должен сделать настоящий спортсмен и победитель? Ответ очевиден: бежать дальше и финишировать первым. Но, спортсмен с инвалидностью поступил иначе, он дал руку упавшему, и они пришли к финишу вместе! Кто победил? Решайте сами.
кандидат педагогических наук,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Надия Тюрина
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: