Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

На пороге школы: речевая готовность

На пороге школы: речевая готовность.
28.09.2023

Для многих родителей критерием готовности ребенка к школе является овладение навыками счета, чтения и письма. Но готовность ребенка к школе — это комплексное понятие, которое включает в себя интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-личностную готовность. И немаловажным является речевая готовность ребенка к школе. От уровня развития речи зависит не только успешное усвоение школьной программы, но и психологический комфорт ребенка и его социализацияИмея определенные трудности речевого развития, ребенокстановится замкнутым, молчаливым, занимает пассивную позицию на уроке, чувствует свою неуверенность в установлении контактов со сверстниками. В нашей статье мы разберем критерии речевой готовности к школе, какие компоненты речи должны быть сформированы у ребенка к семи годам.


Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. 


● Звукопроизношение
● Слоговая структура
● Фонематические процессы
● Навыки языкового анализа и синтеза
● Лексика
● Грамматический строй
● Связная речь


Звукопроизношение.

● В норме речевого развития старший дошкольник должен правильно и четко произносить все звуки родного языка, как изолированно, так и в свободной речи.
● Уметь произносить звуки с разной степенью громкости, вплоть до шепота, не зависимо от окружающей обстановки.
● Уметь регулировать темп речи (быстрый, более замедленный), в зависимости от содержательной стороны высказывания. 
● Речь должна быть эмоционально окрашенной. Необходимо умение использовать различные интонации - как средство выразительности речи. 


Слоговая структура.

К шести года ребенок должен безошибочно произносить слова со сложной слоговой структурой. Не допускаются искажения, пропуски или перестановка слогов в слове.

● Такие слова, как: милиционер, велосипедист, экскурсовод.
● Предложения типа: 

Регулировщик регулирует движение.

Водопроводчик чинит водопровод.

Ткачиха ткет ткань.


Фонематические процессы.

Согласно точке зрения РН. И. Лалаевой в основе нарушения чтения, письма, устной речи лежит недостаточное развитие функций фонематической системы, т.е. системы фонем (звуков) языка. 

Ребенок перед поступлением в школу должен:

1. Различать звуки на слух:
● звонкие-глухие
● твердые-мягкие
● схожие по артикуляции (С-З, Ш-Ж, Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К)
● схожие по звучанию звуки (С-Ц, ТЬ-Ч, ЛЬ-Й и т. д.)
2. Произносить звуковой ряд с оппозиционными звуками. Например, ча-ща-ча, та-да-та, ла-ра-ла
3. Производить простой и сложный фонематические анализы.
4. Фонематический синтез.
5. Фонематические представления.


Анализ слова.


Простой анализ.

● Определение наличия звука в слове. Например, ребенку дается инструкция: “Я тебе буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук “О”. 
● Выделение звука в слове (начального ударного гласного звука, начального безударного гласного звука, начального согласного звука, последнего согласного и последнего ударного гласного звука в слове).


Сложный анализ.

● Определение местоположения звука в слове (первый, посередине, последний).
● Определение количества звуков в слове.
● Определение последовательность звуков.
● Определение позиции определенного звука в слове. Например, звук “А” находится между звуками “К” и “Д”.


Фонематический синтез.

● Синтез слогов. Ребенку дается перечень изолированных звуков, например: Р О З А. Ему необходимо произнести эти звуки в заданной последовательности, собрав в слово.
● Синтез слогов в нарушенной последовательности, что осложняет задачу. Ребенку даются звуки О З А Р, из которых ему необходимо собрать слово. 


Фонематические представления.

● Отбор картинок. Ребенку дается инструкция: “Выбери картинки, название которых начинается на звук “А”.
● “Придумай слово”. Ребенку дается определенный звук и ставится задача придумать на заданных звук как можно больше слов.


Навыки языкового анализа и синтеза.

● Ребенок с помощью слухового восприятия или с опорой на наглядный материал находит слова на заданный звук.
● Ребенок дифференцирует такие понятия, как “Буква”, “звук”, “слово”, “словосочетание”, “предложение”.
● Ребенок дифференцирует гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые.
● Умеет составлять сложные распространенные предложения, опираясь на сюжетную картинку.
● Выделяет в предложении слова и предлоги. 
● Обладает навыком деления слов на слоги.
● Составляет различные слова из данного перечня слогов. Например, на-ши-ма - машина.


Лексика.

● К семи года активные словарь ребенка составляет примерно 4 тысячи слов. Он может четко выражать свои мысли, используя распространенные связные предложения, устанавливает причинно-следственные связи, рассуждает, делает самостоятельные выводы, может высказать свою точку зрения и аргументировать ее. 
● Используемый ребенком активный словарь должен соотносится с пассивным. То есть, в речи ребенок должен употреблять слова, лексическое значение которых понимает.
● Активное использование синонимов, антонимов, сравнений. Ребенок владеет обобщающими понятиями. Имеет большой запас существительных, прилагательных и глаголов по основным лексическим темам, которые изучаются в дошкольном учреждении (“Профессии”, “Транспорт”, “Головные уборы”, “Насекомые” и т.д.)


Грамматический строй речи.

● Правильное согласование местоимений с числительными. Например, третья игра, шестой звонок.
● Согласование существительных с прилагательными.
● Согласование существительных родительного падежа со множественным числом. Например, “Нет чего?”. “Ведер”. “Много чего?”. “Карандашей”.
● Употребление предложно-падежных конструкций в речи. 
● Образование названий детенышей животных. У овцы кто? Ягненок.
● Образование прилагательных от существительных. Например, дерево - деревянный. Знание притяжательных. “Ушки чьи?”. “Медвежьи”. “Хвост чей?”. “Лисий”.


Связная речь.

● Владение диалогической формой речи.
● Умение задавать вопросы по существу.
● Составление последовательного рассказа по сюжетным картинкам.
● Развернутое описание предмета.
● Придумывание рассказов, включение творческого мышления.


Следует отметить важную необходимость овладения ребенком навыка письменной речи.

Для этого в первую очередь надо развивать:

● зрительно-пространственные представления (графические диктанты, нахождение отличий на картинках, нахождение недостающих деталей, ориентация на листе).
● Развитие мелкой моторики (шнуровка, штриховка, лепка, вышивание, пальчиковые игры).


Речевая готовность ребенка кобучению в школе определяет его уровень усвоения школьной программы по всем дисциплинам, дает возможность находиться в ситуации успеха, благополучно адаптироваться к новым условиям школьной среды, придает уверенности в себе, повышает самооценку, формирует положительную мотивацию к учебной деятельности.

                                                                       

Эксперт Академии ФАДО, логопед-дефектолог, психолог: Парфенова Анна




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку