Тяжелое речевое нарушение: ОНР 1
Особенности в работе ОНР 1. С чем столкнётся логопед. Требуется комплексный подход или нет? Возможные прогнозы при ОНР.
Общее недоразвитие речи первого уровня ( ОНР1)- сложное речевое нарушение, при котором нарушены все компонентов речевой системы, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.
При ОНР 1 сложности возникают на этапе проведения диагностики. Что остаётся педагогу, если ребенок не вступает в контакт, разбрасывает вещи, не понимает обращенной речи, не выполняет задания. Остается не много: наблюдать за ребенком, собирать анамнез, знакомиться с мед. документацией.
Исходя из определения, мы готовы встретиться с ребенком, который не понимает речь. Возможно, причина заключается в недостаточном словарном запасе. Возможно, нарушение будет на уровне формирования фонемы. Элементарной структурной единицы языка. То есть, ребенок не будет понимать, чем человеческая речь отличается от любого шума.
Как мы с вами видим, уже на этом этапе, выбор коррекционного маршрута и интенсивность воздействия во многом зависит от возраста ребенка, от его соматического здоровья, неврологического статуса, социального окружения.
Ребенок не может выстроить предложение, выразить свою мысль, использует «придуманные слова». Логопед знакомится с ребенком уже на стадии отказа от коммуникации и выраженного речевого негативизма. При условии, что ребенку нет 6-7 лет, психолог в такой ситуации мало чем нам сможет помочь. К сожалению, только будем терять время, если сделать основной упор на коррекцию эмоциональных реакций. Механизмы невозможности составить речевое высказывание разнообразны. Как пример, можем назвать: нарушение моторной программы, нарушение оформления высказывания на уровне подбора лексических значений. Заинтересовало? Так же, ребенок может просто не связывать название предмета с образом предмета.
Не забываем и про возрастные особенности. Ребенку 6 лет, у него стоит заключение ОНР 1. Что это значит? Значит, что у нас осталась последняя ступень последнего вагона стремительно уходящего поезда. Да, в таких случаях, благоприятного прогноза, что ребенок сможет обучаться в массовой школе, мы уже не даём. Но и руки не опускаем. Чем старше ребенок, тем меньше остается шансов на полноценное речевое развитие. Данный факт глупо отрицать. Занятия в таких случаях не прекращаются и в логопедической помощи детям не отказывают. Возможности есть.
Работа с тяжелыми речевыми нарушениями требует от специалиста высокой квалификации и самоотдачи.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: