Учёт расходов при оплате товара бонусами
Учет расходов у организации
Компания-продавец осуществляет торговлю через интернет на сайте или на маркетплейсе. И чтобы привлечь клиента разрабатывают программы лояльности. При оформлении заказа физические лица могут оплачивать часть заказа товара бонусами, согласно программе.
Чаще всего между компанией-продавцом и маркетплейсом заключается агентский договор, где маркетплейс выступает в качестве посредника. В зависимости от того, действует агент от своего имени или от имени принципала, к агентскому договору применяются правила договора комиссии или поручения.
Действующим законодательством РФ порядок предоставления скидок через посредников не урегулирован.
Согласно пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса налогоплательщик имеет возможность включать в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль в том числе суммы премий, выплаченных продавцом покупателю вследствие выполнения определённых условий договора.
Маркетплейс (посредник) предоставляет скидки покупателям за свой счёт. В данном случае происходит ситуация, когда тратится на скидки именно посредник. Получается, что посредник выплачивает за свой счёт скидки покупателям.
Важным условием в посредническом договоре должно быть условие, что комитент не возмещает посреднику расходы в виде скидок и премий покупателям за счёт комиссионного вознаграждения. Таким образом, посредник уменьшит свою выручку. Разъяснения приведены в Письме Минфина России от 31.01.2013 № 03-03-06/1/1838.
Следовательно, комиссионер спишет при расчёте налога на прибыль премию покупателя за счёт своего посреднического вознаграждения.
Дополнительно отметим, что отсутствует налоговый контроль за ценами, так как участник программы лояльности покупатель и торговая организация не являются взаимозависимыми лицами.
НДФЛ и бонусы
При покупке товара у физического лица предусмотрена возможность расплатиться бонусами за часть покупки. Эта операция представляет собой поощрение в рамках программы лояльности.
Поощрение заключается в том, что при оплате человек может списать с карты столько баллов, сколько ему угодно. В данном случае действует равное соотношение 1 бонус=1 рубль. Но есть одно условие, что покупатель должен оплатить за покупку хотя бы один рубль.
Данное поощрение в виде скидки при оплате товара не будет облагаться НДФЛ, так как она предоставляется только при соблюдении особых условий банком-партнером. Например, совершать покупки в течение периода или на определенную сумму, и пр.
Данного рода разъяснения уже приводили в письмах Минфина России от 19.04.2012 № 03-04-08/0-78 и от 16.12.2015 № 03-04-07/73675.
Таким образом и физическим лицам выгодно совершать покупки бонусами и продавцам размещаться на маркетплейсе.