АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ СРОКОВ В ЗАКУПКАХ
Одним из принципов Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон) является принцип ответственности за результативность и эффективность осуществления закупок, согласно которому должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок [Закон, ст. 12].
Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ [Закон, ст. 107, ч. 1].
Административные правонарушения в сфере контрактной системы отнесены к главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). Тем самым российский законодатель подчеркивает тот факт, что предметом такого рода правонарушений будет являться государственная или муниципальная собственность.
Глава 7 КоАП содержит 11 статей, состоящих из 58 частей ипредусматривающих ответственность за административные правонарушения в сфере закупок: статьи 7.29, 7.29.1, 7.29.2, 7.29.3, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.1, 7.32.5, 7.32.6.
Более трети из них предусматривают ответственность за нарушения сроков. Составы административных правонарушений в сфере закупок и размеры штрафов приведены в таблице № 1.
Табл. № 1.
Нарушения сроков закупок,
за которые предусмотрена административная ответственность
и размеры административных штрафов (КоАП, ст. 7.29 – 7.32.5, 19.7.2-1)
№№ |
Ст. |
Состав административного правонарушения. НАРУШЕНИЕ СРОКОВ: |
Примечание |
Штраф в руб. |
|
|
|
|
|
Должностных |
Юридических |
1 |
7.29, ч. 2.1 |
- направления в контрольный орган информации и документов для согласования применения закрытого способа, возможности заключения контракта с единственным поставщиком; |
|
50000 |
|
2 |
7.29.3, ч. 3 |
- проведения обязательного общественного обсуждения закупок; |
|
30000 |
|
3 |
7.29.3, ч. 4 |
- утверждения плана-графика закупок (изменений в эти планы) или размещения плана-графика закупок (изменений в эти планы) в единой информационной системе (далее – ЕИС); |
|
5000 – 30000 |
|
4 |
7.30, ч. 1 |
- размещения в ЕИС информации и документов при проведении конкурса, аукциона; |
не более чем на 2 рабочих дня. |
5000 |
15000 |
5 |
7.30, ч. 1.1 |
|
более чем на 2 рабочих дня. |
30000 |
100000 |
6 |
7.30, ч. 1.2 |
- размещения в ЕИС информации и документов при проведении запроса котировок, закупки у единственного поставщика; |
не более чем на 1 рабочий день. |
3000 |
10000 |
7 |
7.30, ч. 1.3 |
|
более чем на 1 рабочий день. |
15000 |
50000 |
8 |
7.30, ч. 1.4 |
- размещения в ЕИС информации и документов (отчетов, изменения, расторжения контрактов, протоколов); |
|
15000 |
50000 |
9 |
7.30, ч. 1.5 |
- размещения в ЕИС извещения после внесения изменения в план-график; |
|
|
30000 |
10 |
7.30, ч. 8 |
- подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), или отмены определения поставщика; |
|
30000 |
|
11 |
7.30, ч. 10 |
- проведения электронного аукциона оператором электронной площадки; |
|
|
300000 |
12 |
7.30, ч. 13 |
- подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок; |
не более чем на 2 рабочих дня. |
3000 |
|
13 |
7.30, ч. 14 |
|
более чем на 2 рабочих дня. |
30000 |
|
14 |
7.30, ч. 15 |
- размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг |
по гособоронзаказу. |
30000-50000 |
|
15 |
7.31, ч. 2 |
- направления информации для включения в РНП; |
|
20000 |
|
16 |
7.31.1, ч. 1 |
- возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); |
не более чем на 3рабочих дня |
5000 |
30000 |
17 |
7.31.1, ч. 2 |
|
более чем на 3 рабочих дня |
15000 |
90000 |
18 |
7.31.1, ч. 3 |
- блокирования, прекращения блокирования операций оператором электронной площадки по счету участника для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах; |
|
|
15000 |
19 |
7.31.1, ч. 5 |
- размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов оператором электронной площадки; |
|
|
15000 |
20 |
7.32, ч. 3 |
- заключения контракта; |
|
50000 |
|
21 |
7.32, ч. 6 |
- расторжения контракта; |
|
50000 |
200000 |
22 |
7.32.1 |
- оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного контрактом; |
по гособорон-заказу |
30000-50000 |
|
23 |
7.32.5, ч. 1 |
|
|
30000-50000 |
|
24 |
7.32.5, ч. 2 |
|
лицом, ранее наказанным по ч. 1 ст. 7.32.5 |
Дисквалификацию на 1-2 года |
|
25 |
19.5, ч. 7 |
- выполнения законного предписания, требования контрольного органа; |
|
50000 |
500000 |
26 |
19.5, ч. 7.1 |
|
по гособорон-заказу |
30000- 50000 |
300000- 500000 |
27 |
19.5, ч. 7.3 |
|
повторное пра-вонарушение, ч. 7, ч. 7.1 ст. 19.5 |
дисквалификацию на 1 год |
|
28 |
19.7.2, ч. 1 |
- представления информации и документов в контрольный орган в сфере закупок, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, если представление таких информации и документов является обязательным; |
|
15000 |
100000 |
29 |
19.7.2, ч. 2 |
|
по гособорон-заказу |
15000 |
100000- 500000 |
30 |
19.7.2-1 |
- предоставления информации о недобросовестных участниках и поставщиках. |
|
10000-15000 |
30000-50000 |
Нами изучена практика антимонопольной службы по материалам ненормативных правовых актов, размещенных в справочной правовой системе КонсультанПлюс, содержащая около 21 тысячи дел за два года, в том числе около 100 дел, в которых рассматривалось привлечение к административной ответственности за нарушение сроков в закупках.
Из 30 вышеуказанных в таблице № 1 составов правонарушений наиболее часто заказчики в лице их должностных лиц привлекались к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 КоАП «Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (40% всех рассмотренных контрольными органами дел).
Использованы материалы: Добрецов, Г. Б. Административно-правовая ответственность за нарушения сроков, установленных законодательством о контрактной системе / Г. Б. Добрецов // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2021. – № 4(43). – С. 144-156.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: