БАНКОВСКОЕ И КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНТРАКТОВ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ И СОВМЕСТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Часть 1
Как указано в пункте 18 части 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует извещение об осуществлении закупки, содержащее в т. ч. информация о банковском сопровождении контракта (далее – БСК) в соответствии со ст. 35 Закона, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством РФ расчеты по контракту или расчеты в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению). При закрытых закупках информация о БСК включается с документацию о закупках (Закон, ст. 72, ч. 1 п. 1а). Согласно ч. 26 ст. 34 Закона в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона. Контракт на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Законом, и содержащий условия о БСК называется сопровождаемым контрактом (ПП РФ № 963, Правила осуществления БСК, п. 2).
Рассмотрим, что такое банковское и казначейское сопровождение контракта.
1. БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНТРАКТОВ
1.1. Понятие и виды банковского сопровождения контракта
Банковское сопровождение контракта - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - поставщик) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее - соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами осуществления БСК утвержденных постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 20.09.2014 № 963 (ПП РФ № 963, см. https://internet.garant.ru/#/document/70747820 Правила осуществления БСК, п. 2).
Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке (Закон, ст. 35, ч. 1, ч. 3).
Как указано в ч. 2 ст. 35 Закона, случаи осуществления БСК определяются:
- для федеральных нужд - в нормативных правовых актах (далее – НПА) Правительства РФ;
- для нужд субъекта РФ - в НПА высшего исполнительного органа субъекта РФ;
- для муниципальных нужд - в муниципальных правовых актах местной администрации.
Существует три вида банковского сопровождения контракта:
1) простое (мониторинг). При простом сопровождении банк отслеживает операции на счете поставщика, но не контролирует их. По результатам мониторинга банк представляет заказчику выписку о движении денег на счете;
2) расширенное. При расширенном сопровождении банк сверяет документы — основания платежа с условиями контракта. Если в документах и контракте есть разночтения, банк вправе отказать в выплате на условиях, которые установлены в договоре с банком. Расширенное БСК в дополнение к проведению банком мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения сопровождаемого контракта, в случаях и порядке, которые определены Правилами, может предусматривать оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта (ПП РФ № 963, Правила осуществления БСК, п. 3).
3) обособленное банковское сопровождение при казначейском сопровождении средств. Обособленное банковское сопровождение проводится при казначейском сопровождении средств, перечисленных в п.п. 1, 3 – 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 5 Закона от 30.11.2024 № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Правила обособленного банковского сопровождения утверждены ПП РФ от 16.12.2023 № 2185.
БСК осуществляется банком без взимания платы. Расширенное БСК - за плату, размер которой не может превышать в зависимости от цены контракта 1% - 1,15% цены контракта;
1.2. Правила осуществлении банковского сопровождения контракта
Правила осуществления БСК утверждены ПП РФ № 963 (далее – Правила № 963, Правила).
Правила не применяются в отношении:
- государственных контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну;
- контрактов, средства по которым подлежат казначейскому сопровождению.
1.3. Случаи осуществления банковского сопровождения контракта для федеральных нужд
БСК, предметом которых являются поставки ТРУ для обеспечения федеральных нужд, осуществляется в соответствии с Правилами в следующих случаях:
а) в отношении БСК, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта:
- заключается контракт жизненного цикла и (или) НМЦК (ЦК) превышает 10 млрд. рублей;
- контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик по контракту, которые определены Правительством РФ, в случае если в отношении поставщиков действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза (далее – ограничительные меры);
б) в отношении БСК, предусматривающего оказание банком услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта:
- НМЦК (ЦК) превышает 15 млрд. рублей и утвержденной государственной программой РФ предусмотрена обязанность привлечь банк в целях банковского сопровождения;
- госконтракт, определенный Правительством РФ, предусматривает казначейское обеспечение обязательств.
1.4. Правила осуществлении банковского сопровождения контракта при казначейском сопровождении средств
Правила осуществления в 2025 году банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств приняты ПП РФ от 16.12.2023 № 2185.
Правила устанавливают порядок осуществления в 2025 г. банками БСК при осуществлении Федеральным казначейством казначейского сопровождения средств, определенных п.п. 1, 3 - 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год…» (за исключением средств, в отношении которых осуществляется расширенное казначейское сопровождение, средств, источником финансового обеспечения которых являются гранты в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям (далее – ФБУ и ФАУ), предоставленные в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, а также субсидии юридическим лицам, предоставляемые в соответствии с концессионными соглашениями) (далее - обособленное банковское сопровождение).
Банки осуществляют обособленное БСК на поставку ТРУ, заключаемых в рамках исполнения:
а) государственных контрактов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг;
б) контрактов (договоров) о поставке ТРУ, заключаемых юридическими лицами, являющимися получателями средств из федерального бюджета на основании соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий ФБУ и ФАУ), договоров о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со ст. 80 БК РФ, контрактов (договоров), заключаемых юрлицами, получающими средства на основании договоров о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются субсидии (бюджетные инвестиции), контракт (договор), заключаемый с получателем субсидии (бюджетных инвестиций), взноса (вклада) (ПП 2185, п. 2).
Банки осуществляют обособленное банковское сопровождение в соответствии с Правилами в случае принятия Правительством РФ решения об осуществлении обособленного банковского сопровождения, содержащего информацию о планируемых к заключению государственных контрактах, договорах, при исполнении которых осуществляется обособленное банковское сопровождение.
Обособленное банковское сопровождение осуществляется банком, привлеченным исполнителем по государственному контракту, исполнителем по контракту (договору), заключаемому с получателем субсидии (бюджетных инвестиций), взноса (вклада), включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям (ПП 2185, п. 3).
Отметим, что Минфин РФ высказал иную точку зрения по вопросу одновременного осуществления банковского и казначейского сопровождения одного контракта (Письмо от 10.12.2024 № 02-12-14/124598).
1.5. Случаи осуществления банковского сопровождения контракта для нужд субъектов и муниципальных нужд
Минимальный размер НМЦК, ЦК, с учетом значения которого высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации определяют случаи осуществления БСК, предметом которых являются поставка ТРУ для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд [муниципального образования (далее – МО)], составляет:
а) в отношении БСК, заключающегося в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не менее 1 млрд. рублей (для субъекта РФ), не менее 200 млн. рублей (для МО). По решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации указанный минимальный размер НМЦК (ЦК) может быть снижен, но не менее 100 млн. руб. (для субъекта РФ), 50 млн. руб. (для МО);
б) в отношении БСК, предусматривающего привлечение поставщиком или заказчиком банка в целях оказания услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта, не менее 5 млрд. рублей (для субъекта РФ и для МО). По решению указанных органов минимальный размер НМЦК (ЦК) может быть снижен, но не менее 1 млрд. руб. (для субъекта РФ), 500 млн. руб. (для МО).
1.6. Правила осуществления банковского сопровождения контракта (Правила № 963)
Раздел I Правил. Общие положения
1.6.1. Привлечение банка в целях БСК осуществляется в соответствии с Правилами в отношении сопровождаемого контракта, заключаемого для обеспечения:
- федеральных нужд заказчиком, за исключением случаев, указанных в абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 11 Правил;
- федеральных нужд заказчиком или поставщиком, - по решению Правительства РФ, предусмотренному абз. 4 п/п. «а» или абз. 4 или 5 п/п «б» п. 3 ПП РФ № 963 (п. 5 Правил).
1.6.2. Условия сопровождаемого контракта, предусматривающие привлечение поставщиком банка в целях БСК, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, включают:
а) следующие обязанности поставщика:
- осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по сопровождаемому контракту на отдельном счете, открытом в банке, осуществляющем БСК, а также заключить с банком договор о банковском сопровождении в срок, установленный сопровождаемым контрактом;
- определять в договорах, заключаемых с соисполнителями, условия осуществления расчетов в рамках исполнения обязательств по таким договорам на отдельном счете для проведения операций, включая операции в рамках исполнения контракта, открытом в банке, осуществляющем БСК;
- предоставлять заказчику и банку сведения о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по сопровождаемому контракту соисполнителях (полное наименование соисполнителя, местонахождение соисполнителя (почтовый адрес), телефоны руководителя и главного бухгалтера, ИНН и КПП);
б) ответственность поставщика за несоблюдение условий, установленных сопровождаемым контрактом;
в) обязанность заказчика оплачивать поставленные товары (работы, услуги) по сопровождаемому контракту на отдельный счет;
г) право заказчика в соответствии с законодательством РФ на односторонний отказ от исполнения сопровождаемого контракта. (п. 6 Правил).
Кроме того, условия сопровождаемого контракта, предусматривающие привлечение заказчиком банка в целях проведения мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта включают:
а) сведения о привлекаемом заказчиком банке;
б) обязанность поставщика заключить с банком, определенным заказчиком, договор о БСК, проект которого является приложением к проекту сопровождаемого контракта. (п. 7 Правил).
1.6.3. Условия сопровождаемого контракта, предусматривающие привлечение банка в целях расширенного БСК с оказанием, предусмотренных п. 9 Правил дополнительных услуг, включают следующие обязанности заказчика:
а) определять документы, которые проверяются банком на соответствие содержанию контракта и (или) фактически поставленным ТРУ (далее - документы, подтверждающие основание платежа);
б) определять соисполнителей, платежные документы которых проверяются банком на соответствие документам, подтверждающим основание платежа;
в) согласовывать банку перечень дополнительной информации, включаемой в основание осуществления платежа, указываемое в платежном документе поставщика, соисполнителя (далее - платежный документ);
г) согласовывать банку порядок осуществления банком проверки платежных документов на соответствие документам, подтверждающим основание платежа, и содержанию контракта, а также документов, подтверждающих основание платежа, на соответствие фактически поставленным ТРУ;
д) определять случаи, при которых банк согласовывает с заказчиком отказ в осуществлении платежа по платежным документам;
е) рассмотреть в течение 5 дней запрос банка о проведении платежей поставщика, соисполнителей;
ж) рассмотреть в течение 5 дней запрос поставщика о несогласии с отказом банка в проведении платежа;
з) согласовывать с банком ответственность банка в связи с его отказом в осуществлении платежа по платежным документам. (п. 8 Правил).
1.6.4. При расширенном БСК банком обеспечивается проведение мониторинга исполнения сопровождаемого контракта, включающего анализ соответствия содержания документов, подтверждающих основание платежа, представляемых поставщиком и соисполнителями:
- срокам поставки и количеству ТРУ, предусмотренных сопровождаемым контрактом;
- утвержденной в установленном порядке проектной документации, утвержденному графику выполнения работ и фактическим результатам выполненных работ (отдельных этапов) - в случае, если предметом сопровождаемого контракта является выполнение работ, связанных со строительством (реконструкцией) объекта капстроительства (общая стоимость проверенных банком работ должна составлять не менее 75% общей стоимости строительства). (п. 9 Правил).
Раздел II Правил. Порядок отбора банков, требования к банкам, условия договора о банковском сопровождении
1.6.5. БСК осуществляется банком, включенным в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Особенности осуществления БСК, в том числе требования к банкам, осуществляющим БСК, могут устанавливаться определенными Правительством РФ существенными условиями контрактов.
1.6.6. В случае если банк привлекается заказчиком, отбор банка осуществляется способами, предусмотренными Законом, из перечня банков, указанного в п. 10 Правил. (п. 12 Правил).
1.6.7. Правилами № 963 установлены требования к содержанию договоров о БСК, о расширенном БСК (п. 13, п. 14 Правил). В числе изменений в ПП РФ № 963 от 13.02.2025 - в договоре должна быть предусмотрена ответственность сторон в случае нарушения условий, установленных договором о банковском сопровождении.
Раздел III Правил. Требования к содержанию формируемых банками отчетов
1.6.8. В соответствии с условиями сопровождаемого контракта банк в порядке и сроки, установленные договором о БСК, но не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет заказчику отчет по отдельному счету поставщика, соисполнителя о проведении операций в форме выписки о движении денежных средств по отдельному счету за отчетный календарный месяц, оборотно-сальдовой ведомости по отдельному счету за отчетный месяц, а также информацию о текущих остатках на отдельном счете на последнее число отчетного месяца (п. 15 Правил).
1.6.9. Отчет по расширенному сопровождаемому контракту представляется банком заказчику в порядке и сроки, установленные договором о БСК, но не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и включает помимо информации, указанной в п. 15 Правил:
а) информацию о результатах мониторинга соблюдения поставщиками сроков поставки ТРУ и условий контракта о количестве ТРУ (в случае заключения сопровождаемого контракта в целях строительства (реконструкции) общая стоимость проверенных банком работ должна составлять не менее 75% общей стоимости строительства)
б) информацию о соответствии содержания документов, подтверждающих исполнение контракта, представляемых поставщиком и соисполнителями, утвержденной в установленном порядке проектной документации и утвержденному графику выполнения работ, в случае если предметом расширенного сопровождаемого контракта является выполнение работ, связанных со строительством (реконструкцией) объекта капстроительства, в т. ч.:
- анализ информации о соответствии стоимости определенных договором поставщика с соисполнителем видов строительных работ среднерыночным значениям - в случае, если соответствующее условие предусмотрено договором о БСК;
- информацию о соответствии объемов выполненных работ, указанных в документах на оплату, фактически выполненным на объекте объемам работ (общая стоимость проверенных банком работ должна составлять не менее 75% общей стоимости строительства);
- информацию о соответствии выполняемых работ, определенных контрактом в качестве объекта мониторинга, проектной документации, условиям сопровождаемого контракта, включая сметные приложения и калькуляцию;
в) иную информацию, предусмотренную контрактом. (п. 16 Правил в ред. от 13.02.2025).
В порядке выводов по вопросу 1. «Банковское сопровождение контрактов»
1. БСК — это, предусмотренная ст. 35 Закона процедура, основная цель которой заключается в контроле за исполнением контрактов, заключаемых между государственными (муниципальными) заказчиками и поставщиками. Правила и порядок осуществления БСК, включающие в себя в т. ч. случаи установления, требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов установлены ПП РФ от 20.09.2014 № 963.
2. Федеральный заказчик должен установить простое БСК:
- при закупке ТРУ у поставщиков, которые попали под санкции и выбраны Правительством РФ;
- при заключении контракта жизненного цикла. (п. 3 «а» ПП РФ № 963).
3. Федеральный заказчик должен установить расширенное БСК, если:
- закупаются ТРУ с НМЦК (ценой контракта с единственным поставщиком, максимальным значением цены контракта) свыше 15 млрд руб. и госпрограммой РФ предусмотрено условие о банковском сопровождении контракта;
- госконтракт по решению Правительства РФ предусматривает казначейское обеспечение обязательств;
- контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик оказались под международными санкциями и выбраны Правительством РФ (п. 3 «б» ПП РФ № 963).
4. Заказчик субъекта РФ или муниципальный заказчик должен установить БСК (простое или расширенное) в случаях, которые определили государственные органы субъектов РФ или местные администрации (п. 4 ПП № 963).
5. Информационное обеспечение банковского сопровождения предусматривает обязанность заказчика указать информацию о БСК:
- в извещении (п. 18 ч. 1 ст. 42 Закона);
- в приглашении и документации о закупке при проведении закрытых закупок (в т.ч. электронных) (п. 1 «а» ч. 1 ст. 72, п. 1 ч. 2 ст. 73, ч. 1 ст. 74, п. 1 ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 76 Закона);
- в проекте контракта, где следует предусмотреть права и обязанности поставщика и заказчика. (п. п. 6, 7 Правил банковского сопровождения контрактов; ч. 26 ст. 34 Закона). При расширенном сопровождении также следует указать в контракте обязанности из п. п. 8, 9 Правил банковского сопровождения контрактов.
6. Государственный (муниципальный) заказчик вправе выбрать банк, который будет сопровождать выполнение государственного (муниципального) контракта - обеспечит контроль над движением денежных средств, связанных с выполнением обязательств по контракту. В этом случае договор с банком прикладывается к контракту (см. письмо Минфина РФ от 27.11.2015 № 02-02-04/69287). Поставщик (исполнитель) обязан открыть счет в банке, который был выбран государственным заказчиком. Все финансовые операции по контракту проводятся через этот счет. Банк также осуществляет проверку документов, подтверждающих выполнение этапов работы. Банк контролирует целевое использование средств, выделенных на исполнение контракта, следит за своевременностью платежей, проверяет соответствие затрат условиям договора.
7. При проведении расчетов по контракту с БСК, контрагенту (соисполнителю) не нужно открывать отдельный счет, если он не совершает операций, отражаемых на таком счете (например, при заключении договора контрагент является правообладателем поставляемых товаров). Поставщик перечисляет оплату по контракту на расчетный счет, указанный контрагентом (Письмо Минфина РФ от 10.09.2020 №24-03-08/79686).
8. Банковское сопровождение позволяет минимизировать риски невыполнения условий контракта, повышает прозрачность финансовых операций и снижает вероятность злоупотреблений. Если исполнитель нарушает условия контракта, банк может приостановить платежи до устранения нарушений.
9. Нарушение требований об указании в контракте БСК влечет административную ответственность должностного лица заказчика в виде предупреждения или штрафа до 10 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ).
10. Федеральный закон № 419-ФЗ от 14.12.2023 г. вводит порядок казначейского сопровождения в части, касающейся банковского сопровождения. Пункт 10 статьи 5 указанного закона устанавливает, что в случаях, определенных Правительством РФ, при осуществлении казначейского сопровождения целевых средств, получаемых юридическими лицами и ИП, осуществляется банковское сопровождение в порядке, установленном Правительством РФ, включающим порядок взаимодействия между банком, осуществляющим банковское сопровождение, и ТОФК, осуществляющим казначейское сопровождение. Правила такого банковского сопровождения установлены ПП РФ от 16.12.2023 № 2185.
Указанная норма закона означает законодательное разрешение совмещения казначейского и банковского сопровождения контрактов. При этом одновременно применяются следующие меры контроля:
- органы федерального казначейства осуществляют мониторинг расходов бюджетных средств;
- банки обеспечивают банковское сопровождение (контроль за движением средств, исполнением финансовых обязательств контрагентами и соблюдением иных условий контрактов).
Таким образом, банковское сопровождение помогает обеспечить надежность и эффективность выполнения государственных (муниципальных) контрактов, защищая интересы обеих сторон сделки.
В продолжении статьи будет рассмотрено казначейское сопровождение контрактов.
Автор: Г.Б. Добрецов
14.05.2025