Банковское сопровождение контрактов и казначейское сопровождение средств
Не так давно Правительство РФ определило правила осуществления в 2023 году банковского сопровождения контрактов при казначейском сопровождении средств (постановление Правительства РФ от 15.02.2023 № 224 (далее – ПП РФ)). Рассмотрим два финансово – правовых института, связанные с расчетами по контракту: казначейское сопровождение средств и банковское сопровождение контрактов.
1. Казначейское сопровождение - проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения (Бюджетный кодекс (далее – БК) РФ, ст. 6, http://ivo.garant.ru/#/document/12112604)
Не путать казначейское сопровождение и казначейское обслуживание.
Казначейское обслуживание - проведение Федеральным казначейством в системе казначейских платежей операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах (БК РФ, ст. 6). Регулируется приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н. А порядок казначейского обслуживания операций со средствами участников казначейского сопровождения – приказом Федерального казначейства от 15.12.2021 № 40н.
Участник казначейского сопровождения - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 БК РФ, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств (БК РФ, ст. 6).
Казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные Федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляемые для исполнения обязательств по контрактам, заключенным с участниками такого сопровождения (БК РФ, ст. 242.23, п. 1; ст. 242.25; Закон № 44-ФЗ, ст. 112, ч. 66, 67 (далее – Закон), http://ivo.garant.ru/#/document/70353464):
1) государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
2) контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые исполняются за счет средств, предоставленных в рамках исполнения госконтрактов, ряда договоров (соглашений);
3) авансовым платежам по контрактам, заключаемым в порядке, установленном соответственно для Республики Крым и Севастополя.
Внимание! Федеральным законом от 05.12.2022 № 466-ФЗ (http://ivo.garant.ru/#/document/405874129) установлены целевые средства, которые в 2023 году подлежат / не подлежат казначейскому сопровождению (ФЗ № 466-ФЗ, ст. 5).
В ряде случаев Федеральное казначейство осуществляет расширенное казначейское сопровождение (БК РФ ст. 242.24, п. 1).
Правила казначейского сопровождения установлены ПП РФ от 24.11.2021 № 2024.
2. Банковское сопровождение контракта - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - поставщик) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов утв. ПП РФ от 20.09.2014 № 963 (ПП РФ от 20.09.2014 № 963).
В соответствии со ст. 35 Закона Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов. Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов (далее - НПА) Правительства РФ, НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов. При этом Правительство РФ вправе установить минимальный размер НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд.
При этом осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке (Закон. Ст. 35, ч. 3).
Правила осуществления банковского сопровождения контрактов, в том числе случаи установления банковского сопровождения и цены контрактов, подлежащие банковскому сопровождению, установлены ПП РФ от 20.09.2014 № 963.(Так для федеральных нужд НМЦК установлена 10 / 15 млрд. руб., для региональных – 1 млрд. руб., муниципальных – 200 млн. руб.)
3. На 2023 год правительством РФ установлен порядок осуществления банковского сопровождения контрактов (договоров) при осуществлении казначейского сопровождения средств. (ПП РФ от 15.02.2023 № 224).
Банки осуществляют обособленное банковское сопровождение контрактов (договоров) о поставке товаров, работ, услуг, заключаемых в рамках исполнения:
а) государственных контрактов;
б) контрактов (договоров), заключаемых юридическими лицами, являющимися получателями средств из федерального бюджета.
Банки осуществляют обособленное сопровождение в случае принятия Правительством РФ соответствующего решения с информацией о планируемых к заключению госконтрактах. При этом осуществлять его может банк, привлеченный исполнителем по указанным выше контрактам, включенный в соответствующий перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно правилам при обособленном банковском сопровождении в контрактах должны прописываться некоторые дополнительные условия. Так, например, включается условие об обязанности заказчика осуществлять оплату с использованием отдельного счета. Исполнитель также обязан осуществлять расчеты по отдельному счету, а также представлять заказчику и в банк сведения о привлекаемых соисполнителях. В договорах обязательно должен указываться идентификатор госконтракта.
Информация о контрактах, подлежащих обособленному банковскому сопровождению, и об операциях с целевыми средствами представляется госзаказчикам, главным распорядителям бюджетных средств, получателям бюджетных инвестиций и исполнителям по госконтрактам, в информационной системе «Электронный бюджет».
4. К вопросу об одновременном применении банковского и казначейского сопровождения. В государственном оборонном заказе согласно статье 15.29 закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» банковское сопровождение применяется только в отношении государственных контрактов, при исполнении которых не осуществляется казначейское сопровождение.
Как подчеркивает Минфин в письме от 28.09.2020, наряду с казначейским сопровождением законодательством РФ о контрактной системе предусмотрено банковское сопровождение контрактов, которое по аналогии с казначейским сопровождением позволяет обеспечить контроль за целевым использованием средств, предоставленных на финансовое обеспечение контракта, а в случаях, когда банк привлекается поставщиком (подрядчиком, исполнителем), снизить его издержки по исполнению контракта, повысить эффективность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом основания установления банковского и казначейского сопровождения - разные. Банковское сопровождение устанавливается для контракта в соответствии со статьей 35 Закона, а казначейскому сопровождению подлежат расчеты по контракту в соответствии с законодательством РФ (Закон, ст. 34, ч. 13.1, п. 3).
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: