ЧТО ТАКОЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗА
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон о ГОЗ, Закон 275-ФЗ) закреплена дефиниция государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ). Он определяется как задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ. При этом уточняется, что перечисленные задания устанавливаются нормативным правовым актом Правительства РФ. По мнению некоторых экспертов, под ГОЗ следует понимать потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для обеспечения обороны и безопасности РФ либо для исполнения международных обязательств РФ в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, которые определены НПА Правительства РФ и удовлетворяются посредством осуществления закупок.
Законодатель не установил жестких рамок состава ГОЗ, оставил перечень продукции, необходимой для обеспечения таких нужд, открытым. Помимо прямо перечисленных в нем товаров, работ, услуг, в состав ГОЗ могут включаться иные определенные в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о ГОЗ поставки продукции в целях обеспечения обороны и безопасности РФ (п. 11 ч. 2 ст. 4 Закона о ГОЗ). Законодательная отсылка к ч. 1 ст. 4 Закона о ГОЗ означает, что поставки включенной в состав ГОЗ продукции должны быть определены в соответствии с плановыми документами и правовыми актами, составляющими основу для формирования ГОЗ. Таким образом, законодатель допускает включение в состав ГОЗ практически любых товаров, работ, услуг. Причем в состав ГОЗ может включаться не только вооружение, военная и специальная техника, но и продукцияобщего назначения - продовольственные и непродовольственные товары.
Предмет регулирования Закона 275-ФЗ. Закон 275-ФЗ устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по ГОЗ (Закон 275-ФЗ. Ст. 1).
Особенности регулирования отношений, входящих в сферу регулирования Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в случаях, предусмотренных этим законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами, в числе которых и Закон о ГОЗ.
Закон 44-ФЗ устанавливает следующие особенностирегулирования, относящиеся к сфере гособоронзаказа, которые устанавливаются (могут устанавливаться) Законом 275-ФЗ или в соответствии с Законом 275-ФЗ:
1. Особенности планирования закупок (ст. 16, ч. 11).
2. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав гособоронзаказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (ст. 22, ч. 21).
3. Особенности описания объектов закупок (ст. 33, ч. 6).
4. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги с учетом требований, предусмотренных ч. 2 ст. 34 Закона 44-ФЗ (ст. 34, ч. 3).
5. Дополнительные требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также особенности проведения такой экспертизы(ст. 41, ч. 5).
6. Указание в извещении об осуществлении закупки об осуществление закупки в соответствии с Законом 275-ФЗ, которое не размещается на официальном сайте (ст. 42, ч. 1, п. 2).
7. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ст. 95, ч. 25).
8. Особенности, предусмотренного статьей 96 Закона 44-ФЗ, обеспечения исполнения контракта (ст. 96, ч. 10).
9. Особенности осуществления, предусмотренного ч. 10ст. 99 Закона 44-ФЗ, контроля в сфере государственного оборонного заказа (ст. 99, ч. 31). В соответствии с Законом 44-ФЗ и иными НПА, контроль в сфере закупок осуществляет контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа - специальный контрольный орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному. Что такое осуществляет контроль в отношении операторов специализированных электронных площадок (ст. 99, ч. 1, п. 1; ч. 4). Контрольный орган в сфере ГОЗ осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 ст. 99 Закона 44-ФЗ, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, указанных в части 2 ст. 99, в сфере осуществления закупок в рамках ГОЗ, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и осуществляет в установленной сфере контроль в соответствии с Законом 44-ФЗ:
1) соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок;
2) нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона 44-ФЗ;
3) определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки (ст. 99, ч. 10).
10. Согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупках в ГОЗ производится с контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа (ст. 93, ч. 7, п. 1).
11. В ГОЗ не предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок (ст. 20, ч. 2, п. 2).
12. Установлены дополнительные требования к оператору специализированной электронной площадки и функционированию специализированной электронной площадки, предусматривающие, в том числе порядоквзаимодействия оператора специализированной электронной площадки и контрольного органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, и (или) контрольного органа в сфере государственного оборонного заказа (Ст. 24.1, ч. 2, п. 3а).
Автор: Г.Б. Добрецов