Дефиниция “совокупность товаров”: исключение для применения постановления правительства № 616
Постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров,происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее – перечень).
Указанные запрет не распространяется, в том числе, на закупку одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, (выделено нами – автор) суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).
Под совокупностью товаров применительно к постановлению №616 Минпромторг РФ понимает те товары, которые соответствуют одному коду по ОКПД 2.
Под одним кодом ОКПД 2 в данном случае следует понимать девятизначный код (подкатегория) ОКПД 2промышленного товара, который указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона №44-ФЗ (далее – Закон) в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
При этом положения Закона, касающиеся применения НМЦК, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом не установлено иное. (Письмо Минпромторга России от 17.01.2024 №ПГ-12-539).
Аналогичной позиции придерживаются эксперты КонсультантПлюс.
При этом совокупностью следует считать товары, относящиеся к одному коду ОКПД 2. Под одним кодом в данном случае понимается девятизначный код (подкатегория) товара. Если предметом одного контракта являются товары, относящиеся к разным кодам ОКПД 2, то нужно решить вопрос о применении запрета отдельно по каждому из них. При совместном конкурсе или аукционе каждый заказчик устанавливает ограничения по стоимости пропорционально количеству единиц товаров, которые планирует приобрести. Отметим: если закупаются товары из п. п. 28, 50, 142, 145 и 147Перечня к Постановлению № 616, запреты применяются (пп. «б» п. 3 ПП № 616, Письма Минпромторга России от 24.07.2020 № ПГ-12-9638, от 08.07.2020 № 47475/12, от 05.06.2020 №ПГ-12-7403) (Готовое решение: Как применяется национальный режим при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ.КонсультантПлюс, 2024)
Однако, обратим внимание, что в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) применяется иное понятие дефиниции«код ОКПД 2». «В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 – 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория»
[Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)
https://ivo.garant.ru/#/document/70650730]
На аналогичной позиции основано решение контрольного органа - УФАС по Челябинской области. Процитировав вышеуказанную структуру ОКПД 2, УФАС делает вывод: таким образом, коды ОКПД2 31.01.12.131, 31.01.12.139, 31.01.12.150, 31.01.12.110 являются категориями и подкатегориями одной подгруппы кода ОКПД2 31.01.1 Мебель для офисов и предприятий торговли, который включен в перечень, являющийся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. (Решение УФАС Челябинской обл. от 03.07.2023 № 074/06/100-1446/2023 (313-ж/2023).
В порядке рекомендации: до устранения коллизии в толковании термина рекомендуем основываться на позиции Минпромторга РФ с учетом административной практики контрольных органов региона.
Использованы материалы СПС «Гарант», КонсультантПлюс, сайта gkgz.ru.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: