Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Дополнительные требования к участникам закупки и ошибки заказчиков в применении дополнительных требований

Дополнительные требования к участникам закупки и ошибки заказчиков в применении дополнительных требований
04.07.2023

1. Общие положения. Требования к участникам установлены ст. 31 Закона44-ФЗ (далее –Закон) и подразделяются на единые (часть 1, п.п. 1 – 11 ст. 31), отсутствия в РНП (часть 1.1. ст. 31) и дополнительные требования (части 2 и 2.1 ст. 31).

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение требований Закона. Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам (Закон. Ст. 31, части 5-7).

Закупочная комиссия обязана проверить соответствие участников требованиям, указанным в п.п. 1 и 7.1, п. 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 ст. 31 (если установлены). 

Комиссия вправе проверять соответствие участников требованиям, указанным в п.п. 3 - 5, 7, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона, а также при проведении электронных процедур требованию п. 10 ч. 1 ст. 31. 

Комиссия не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 31 (Закон. Ст. 31, ч. 8).


2. Дополнительные требования. Установлены частями 2 и 2.1 ст. 31 Закона.

2.1. При этом отметим:

а) приоритет части 2. Дополнительные требования по части 2.1 применяются в отношении участников, к которым не применены дополнительные требования в соответствии с ч. 2;

б) перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1, устанавливается Правительством РФ (Закон. Ст. 31, ч. 3);

в) в случае установления Правительством РФ в соответствии с ч. 2 дополнительных требований к участникам заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (Закон. Ст. 31, ч. 4). 

2.2. Дополнительные требования по части 2 установлены ПП РФ от 29.12.2021 № 2571.

Перечень из 41 позиции закупок и дополнительных требований сгруппирован в 10 разделов:

Раздел I. Дополнительные требования к участникам в сфере культуры и культурного наследия (пять типов закупок); 

Раздел II. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности (одиннадцать типов закупок);

Раздел III. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности (два типа закупок);

Раздел IV. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере обороны и безопасности государства (пять типов закупок);

Раздел V. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере использования атомной энергии (восемь типов закупок);

Раздел VI. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки (пять типов закупок);

Раздел VII.Дополнительные требования к участникам закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами (один тип закупки); 

Раздел VIII. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (один тип закупки);

Раздел IX.Дополнительные требования к участникам закупки в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды (два типа закупок);

Раздел X.Дополнительные требования к участникам закупки в сфере оценочной деятельности (один тип закупки). 

Каждый из вышеуказанных разделов содержит перечень информация и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.


3. Дополнительные требования по части 2.1

Если при применении конкурентных способов НМЦК, сумма НМЦК (при проведении совместного конкурса, аукциона) составляет 20 млн. рублей и более, заказчик (за исключением случая, если установлены доптребования по ч. 2 ст. 31) устанавливает доптребование об исполнении участником (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки контракта или договора, заключенного в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ  при условии исполнения таким участником требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.


4. Ошибки в применении заказчиками дополнительных требований: примеры из практики за 2022 – 2023 годы.

4.1. Не были установлены дополнительные требования. Заказчик может быть привлечен к административной ответственности, если он не установил доптребования, когда есть основания для их установления. 

Примечание.

Размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок 

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей (КоАП РФ. Ст. 7.30, ч. 1.4).

4.2. Не учитывалась минимальная цена, при которой устанавливают доптребования(см. ПП 2571, п. 3а). Татарстанское УФАС обратило внимание, что заказчик установил доптребования при закупке работ в сфере дорожной деятельности для муниципальных нужд без учета начальной (максимальной) цены контракта, при которой они должны быть установлены. Цена контракта составляла ровно 5 млн. руб. Доптребования же применяют при превышении этого значения. 

4.3. Две позиции доптребований объединены в один лот. ФАС и 9-й ААС нашли нарушение в закупке услуг по комплексному обслуживанию административного здания и прилегающей территории. По условиям закупки нужно было поддерживать работу всех инженерных коммуникаций и чистоту в здании.

Доптребования были объединены в один лот: для услуг по техобслуживанию зданий и уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Контролеры и суд отметили:

- применение доптребований по двум позициям исключает участие в закупке субъектов с опытом услуг по техобслуживанию зданий, но без такового в сфере услуг по уборке (и наоборот);

- объединение таких услуг в 1 лот ограничивает конкуренцию, поскольку они образуют разные товарные рынки и не имеют функциональной, а также технологической связи между собой.

4.4. Были неоднозначно установлены доптребования. Красноярское УФАС нашло нарушение в том, что доптребования не установили в самом извещении, а сделали это лишь в электронном документе — приложении к нему.

Астраханское УФАС обратило внимание, что доптребования в извещении привели, а в требованиях к содержанию и составу заявки и инструкции по заполнению не указали, какие документы нужно представить и как это сделать.

Томское УФАС сочло нарушением требование о том, что участники представляют документы для подтверждения соответствия доптребованиям в составе заявки. Такие документы направляет заказчику оператор электронной площадки.

4.5. Была выбрана неверная позиция доптребований

Томское УФАС решило, что заказчик при закупке работ по строительству линий электроосвещения на автодорогах общего пользования неверно установил доптребования в сфере градостроительной деятельности, вместо дорожной. Уличное освещение — элемент обустройства автодорог.

ВС РФ (Определение от № 304-ЭС23-8057 от 09.06.2023) поддержал суды, которые посчитали иначе:

- отдельное строительство элемента обустройства, в т.ч. того, что предназначено для освещения автодорог, нельзя считать работами в дорожной сфере. Их относят к работам по строительству линейного объекта в градостроительной сфере;

- то, что работы ведут на полосе отвода автодороги с учетом функционального назначения строящегося объекта, не означает, что они относятся к дорожной сфере.

Иркутское УФАС поправило заказчика, который закупал работы по текущему ремонту автодороги, а доптребования установил для работ по ее капремонту. Постановление о доптребованиях разделяет текущий и капитальный ремонты. При принятии решения контролеры учли, в частности, наименование объекта закупки и состав работ.


Использованы материалы СПС «КонсультантПлюс», СПС «Гарант»  и сайта Гражданский контроль государственных закупок.


Автор: Г.Б. Добрецов




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку