Дополнительные требования к участникам закупки: подпадает ли объект закупки под постановление правительства РФ № 2571?
Дополнительные требования к участникам закупки на основании ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) установлены постановлением Правительства (далее - ПП) РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее – ПП 2571). Перечень состоит из 41 позиции, закупки по которым требуют установления дополнительных требований к участникам закупки. В случае установления Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (Закон, ст. 31, ч. 4).
Административная и судебная практика содержит значительное количество дел о правильности применения заказчиками дополнительных требований к участникам, установленным в соответствии с объектом закупки, указанным в извещении о закупке. Чаще всего подобные дела встречаются в практике применения позиций 9 и 14 Приложения к ПП 2571. Рассмотрим некоторые такие случаи из практики 2023 – 2024 г.г.
1. Установление дополнительных требований при закупке работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории (поз. 9)
Указанные в поз. 9 работы включены в раздел II «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям»; требования применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. руб., нужд субъектов РФ, муниципальных нужд - 5 млн. руб. (ПП 2571, п. 3 «а»).
Понятие благоустройства территории дано в п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса (далее – ГрК) РФ, - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Обратим внимание на то, что под благоустройством территории понимается именно комплекс мероприятий по подготовке к озеленению, устройству и размещению объектов и прочее.
1.1. Услуги по озеленению территории не являются работами по благоустройству территории
В соответствии с условиями закупки на озеленение и обслуживание общественных мест исполнителю требовалось выполнить ряд работ, включая посадку цветов и уход за ними.
УФАС рассмотрел жалобу на аукционную документацию, в которой приведены доводы о том, что предметом закупки являются работы по благоустройству, однако в аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки согласно п. 9 ПП 2571 и признал жалобу обоснованной.
Однако суды с этим не согласились:
Правила благоустройства включают в себя широкий спектр мероприятий, в том числе инженерную подготовку для озеленения и размещение объектов. Озеленение, является лишь одним из элементов благоустройства. Дополнительные требования применяются при закупке всего комплекса работ, а не отдельных услуг, как установлено в описании объекта закупки.
Услуги, включенные в объект закупки, не направлены на создание или установку индивидуально определенных объектов. Они предназначены для поддержания существующих архитектурных решений в нормальном состоянии.
Суд решил, что при госзакупке услуг по озеленению территории не следует применять дополнительные требования (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2024 г № Ф02-1088/2024 по делу № А58-6469/2023).
Схожую позицию видим в решение Белгородского УФАС России (Решение Белгородского УФАС России от 05.12.2023 по делу N 031/06/106-781/2023).
1.2. Услуги по содержанию, обустройству и ремонту клумб и цветников не являются работами по благоустройству территории
Рассматривая жалобу на действия заказчика, который, по мнению подателя жалобы, в нарушение ПП 2571 не включил требование, установленное п. 9 ПП 2571, УФАС в решении отметил, что из перечня услуг, указанных в извещении, следует, что они связаны исключительно с посадкой растений (цветов) и кустарников, уходом за деревьями и кустарниками, и не представляют собой мероприятия по улучшению ландшафта. При этом контрактом не предусмотрено создание или установка каких-то новых элементов как кашпо, вертикальные клумбы или топиарные фигуры. Действия Заказчика, не установившего дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с ПП 2571, соответствуют Закону. (Решение Московского областного УФАС России от 02.04.2024 по делу № 050/06/105-9504/2024).
1.3. Работы по выкашивание травы и газонов, а также последующая уборка территории не являются работами по благоустройству территории
Рассматривая жалобу на действия заказчика, который, по мнению подателя жалобы, в нарушение ПП 2571 не включил требование, установленное п. 9, УФАС, в решении отметил, что объектом закупки является выкашивание травы и газонов вручную и механизированным способом, а также последующая уборка окошенной территории, то есть работы по содержанию, а не благоустройству территорий.
Благоустройство территорий, - отметила комиссия УФАС, - это именно комплекс мероприятий, направленный на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, улучшению функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния территорий.
Так как в рамках исполнения контракта осуществляются работы исключительно по содержанию территорий, и не предусматривается выполнение комплекса работ, указанных выше, в связи с этим Заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ПП 2571, действия Заказчика в части не установления дополнительных требований к участникам закупки не противоречат положениям Закона (Решение Московского областного УФАС России от 02.04.2024 по делу № 050/06/105-9503/2024)
Примечание:
В практике встречаются примеры противоположной оценки аналогичного объекта закупки.
17.10.2023 на официальном сайте ЕИС было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0310300026223000294 на выполнение работ по озеленению города. Рассмотрев поданную жалобу на действия заказчика, который, по мнению подателя жалобы, в нарушение ПП 2571 не включил требование, установленное п. 9, УФАС в решении отметил, что согласно пункту 3.23 СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» элементы благоустройства территории - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
Таким образом работы, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, в том числе озеленение территорий, относятся к благоустройству территорий (Решение Северо-Осетинского УФАС России от 10.11.2023 по делу № А227-11/2023).
2. Установление дополнительных требований при закупке работ, услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений (поз. 14)
Указанные в поз. 14 работы, услуги включены в раздел II «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям»; требования применяются в случае, если при осуществлении закупки НМЦК превышает 1 млн. руб. (ПП 2571, п. 3 «а»).
Техническое обслуживание зданий, сооружений … проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией (ГрК РФ, ст. 55.24, ч. 8)
2.1. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем кондиционирования не являются работами, услугами по техническому обслуживанию зданий, сооружений
Согласно доводу жалобы участника закупки в УФАС, заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки. Как указано в решении УФАС, согласно поз. 14 приложения к ПП 2571 работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений требуют установления дополнительных требований к участнику.
УФАС отметил, что исходя из извещения о проведении электронного аукциона, объектом закупки является «Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем кондиционирования», что не относится к техническому обслуживанию зданий, сооружений, следовательно, дополнительных требований согласно Закону не предусмотрено. Таким образом, действия заказчика, не установившего дополнительных требований к участникам закупки согласно поз. 14 ПП 2571, не противоречат требованиям Закона (Решение Карачаево-Черкесского УФАС России от 04.04.2024 по делу № 009/06/106-40/2024.
2.2. Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре не являются работами, услугами по техническому обслуживанию зданий, сооружений
Согласно жалобе Заявителя в УФАС, заказчик в нарушение поз. 14 ПП 2571 не установил дополнительных требований при закупке работ, услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений:
Как следует из извещения о проведении закупки объектом закупки электронного аукциона является «Оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, систем газового и порошкового пожаротушения …», а не работами по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС пришла к выводу, что действия Заказчика в части не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с поз. 14 Приложения к ПП 2571 не противоречат положениям Закона о контрактной системе. (Решение Крымского УФАС России от 26.12.2022 по делу № 082/06/106-1329/2022)
Использованы материалы СПС «Гарант», «КонсультантПлюс», сайта gkgz.ru
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: