Иностранные агенты и офшоры
Минфин РФ 25.01.2024 разработал рекомендации в части проверки участников закупки на статус иностранного агента и офшорной компании. По мнению ведомства, для проверки участников на отсутствие статуса иностранногоагента и офшорной компании заказчики (комиссии заказчиков) используют:
- выписку из ЕГРЮЛ в составе заявки и сведения из самого реестра;
- декларацию о соответствии участника закупки единым требованиям;
- данные из реестра иностранных агентов.
Минфин напомнил: если участник не отвечает таким требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, его отстраняют или отказывают в заключении контракта.
Если участник перестал соответствовать подобным требованиям на этапе исполнения (например, сведения о нем внесли в реестр иностранных агентов), сделку расторгают в одностороннем порядке.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ (далее - Закон) участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – закон № 255-ФЗ), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с законом № 255-ФЗ.
Примечание:
Указанный перечень установлен постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 26.05.2022
№ 83н.
Положения ч. 1 ст. 31 Закона обязывают заказчика при применении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, указанных в данной части, устанавливать единые требования к участникам закупки о том, что участник закупки:
- не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества (п. 10);
- не является иностранным агентом (п. 10.1).
Положения подпункта «г» пункта 18 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 г. № 60 (далее - Правила), не допускают регистрации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) участника закупки - юридического лица, местом регистрации которого является офшорная зона.
В случае получения информации о включении страны регистрации в офшорную зону, Казначейством России осуществляется исключение участника закупок из указанного реестра и прекращение регистрации такого участника в ЕИС (п/п. «г» п. 23 Правил).
При этом при проверке принадлежности иностранного юридического лица к юридическому лицу, местом регистрации которого является офшорная зона, используются технологические средства ЕИС (п/п. «в» п. 15 Правил).
Внимание!
Технологические средства ЕИС, используемые на предмет проверки причастности юридического лица к офшорной зоне используют перечень государств и территорий, установленный в соответствии с п/п. 1 п. 3 ст. 284Налогового кодекса РФ.
Примечание:
Указанный перечень установлен ПП РФ от 05.06.2023 № 86н.
Частью 8 ст. 31 Закона установлено, что комиссия по осуществлению закупок (далее – закупочная комиссия) проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 10 и 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона. При этом при проведении электронных процедур проверка на соответствие требованиям, указанным в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона, является правом закупочной комиссии.
Закон предусматривает направление в отношении участника закупки заказчику, комиссии по осуществлению закупок, в том числе выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), декларации о соответствии такого участника закупки, в том числе требованиям, установленным в соответствии с пунктами 10 и 10.1 ч.1 ст. 31 Закона.
Сведения об учредителях или участниках юридического лица заказчик, закупочная комиссия получают в составе выписки из ЕГРЮЛ (если участником закупки является юридическое лицо) и в объеме, предусмотренном такой выпиской.
В целях учета иностранных агентов Минюстом России ведется реестр иностранных агентов (ч. 1 ст. 5 закона № 255-ФЗ). Содержащиеся в указанном реестре сведения размещаются на официальном сайте Минюста РФ в сети «Интернет» в порядке, утвержденном приказом Минюста России от 29.11.2022 № 307.
Примечание:
Реестр иностранных агентов находится по адресу https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/998
Таким образом, для осуществления в соответствии с Законом проверки соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктами 10 и 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона, заказчик, закупочная комиссия используют выписку из ЕГРЮЛ, вышеуказанную декларацию участника закупки, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также в реестре иностранных агентов.
Для проверки такого соответствия по вопросам, информация о которых отсутствует в направляемых заказчику, закупочной комиссии в соответствии с Законом при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) документах, заказчик, закупочная комиссия принимают зависящие от них разумные и законные меры.
Если заказчик или закупочная комиссия обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 Закона, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, осуществляется отстранение участника от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем конкурентной процедуры в любой момент до заключения контракта (ч. 9 ст. 31 Закона).
Кроме того, с учетом положений п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона, если в ходе исполнения контракта будет установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) перестал соответствовать предусмотренным пунктами 10 и 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона требованиям (например, если информация о нем после заключения контракта включена в реестр иностранных агентов) или будет установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) до заключения контракта представил недостоверную информацию о своем соответствии вышеуказанным требованиям, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Использованы материалы СПС КонсультантПлюс, информационное письмо Минфина РФ от 25.01.2024 г. № 24-06-07/5751.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: