Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Изменение контракта по закону № 44-ФЗ. Общие положения, регулирующие возможности изменения контракта

ИЗМЕНЕНИЕ КОНТРАКТА ПО ЗАКОНУ №44-ФЗ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КОНТРАКТА
05.05.2023

В порядке правового регулирования изменений условий контрактов, заключенных в соответствии с законом 44-ФЗ (далее – Закон), выделим следующие категории (особенности):  


1. Общие положения: ограничение возможности изменения контракта.

2. Изменение условий контракта при его заключении.

3. Изменение условий контракта при его исполнении:

а) без дополнительных оснований;

b) контрактов, заключенных до 01.01.2024, при невозможности их исполнения;

c) в 2023г. на поставку лекарственных препаратов, медизделий, расходных материалов;

d) при введении специальных мер в сфере экономики;

e) особо крупных долгосрочных контрактов при их исполнении;

f) отдельных категорий контрактов при их исполнении при наличии объективных обстоятельств;

g) отдельных категорий контрактов, заключенных с единственным контрагентом;

h) на выполнение строительных работ;

i) на выполнение работ по геологическому изучению недр;

j) замена товаров, работ, услуг на улучшенные.


Во всех случаях изменение контракта завершается внесением сведений об этих изменения в реестр контрактов ЕИС.


Рассмотрим общие положения, регулирующие возможности изменения контракта. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Изменение условий контракта при его заключении [на сумму экономии от снижения цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК)] применяется при заключении контракта по итогам электронного конкурса, электронного аукциона, закрытого электронного конкурса и закрытого электронного аукциона и при согласии победителя (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона).

Исчерпывающий перечень случаев, когда существенные условия контракта можно изменить при его исполнении, содержится в ч. 1, 1.2 и 7 ст. 95 Закона.

Из части 1 ст. 95 Закона следует, что она регулирует изменение существенных условий контракта

Существенными в соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ являются условия:

1) о предмете договора, 

2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида,

3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 

Отсюда и с учетом ч. 1 ст. 34 Закона можно сделать вывод, что все условия контракта, указанные в проекте контракта и заявке участника являются существенными.

Однако п/п. 2 - 4, 10, 13ч. 1 ст. 95 Закона допускают изменение фактически любых условий контракта, хотя п/п. 2 - 4, 13 - только на основании решения органов исполнительной власти. Прочие пункты ч. 1 ст. 95 Закона устанавливают возможность изменения только отдельных, поименованных в них условий - количества товаров, объема работ или услуг, цены контракта, его срока.

Кроме того, ч.ч. 65.1 - 65.3 ст. 112 Закона допускают изменение существенных условий некоторых контрактов в 2022 и 2023 годах. 

В любых других случаях изменение существенных условий контракта, исходя из указания ч.2 ст.34 Закона, неправомерно.

Внимание! Изменение условий контракта в случаях, не предусмотренных Законом, влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.

Примечание:

По мнению Минэкономразвития России, при невозможности как продолжения исполнения контракта в первоначальном виде, так и изменения его, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон после чего заказчик вправе осуществить новую закупку (см., например, письма от 29.01.2015 N Д28и-186, от 31.12.2014 N Д28И-2895, от 31.12.2014 N Д28И-2852, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 16.12.2014 N Д28И-2749). Такой же позиции придерживаются и Федеральное казначейство, основываясь на решениях ФАС России (см. п.8 письма от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319).

В п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 указано, что в случае, если договор, заключенный по результатам конкурентной закупки, изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ). А соглашение, которым внесены соответствующие изменения, считается ничтожным на основании ч.ч.1 и 2 ст.17 Закона № 135-ФЗ, п.2 ст.168 и п.8 ст.448 ГК РФ.


Отметим, что большая часть норм ч. 1 ст. 95 Закона очевидным образом относится к случаям, когда цена контракта установлена в виде «твердой цены» за весь объем исполнения. В принципе, эти основания, с необходимыми поправками, могут применяться в случаях, когда цена контракта определяется формулой, к изменению таковой формулы. Возможность же их применения в случаях, когда объем исполнения по контракту не определяется на момент его заключения, по мнению экспертов, представляется сомнительной. В данных случаях в контракте должны быть отражены сумма цен единиц товаров, работ, услуг и цена (-ы) единиц отдельных товаров, работ, услуг. Применение при этом указаний об изменении единой цены контракта представляется затруднительным. Кроме того, большая часть предусмотренных ч.1 ст.95 Закона случаев предполагает наличие особых обстоятельств, делающих исполнение контракта на прежних условиях невозможным. По мнению экспертов, это едва ли применимо к контрактам, объем исполнения по которым не определен при их заключении, поскольку предполагается, что цена единиц товаров, работ, услуг определяется на весь срок исполнения контракта, с учетом возможных при входящих обстоятельств (см. п. 2 ст. 424, п. 1 ст. 485, п. 6 ст. 709, ст. 783 ГК РФ). Нормы же пп. 1.1 - 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона, допускающие изменение контракта только по соглашению сторон, прямо соотносят условия о цене и об объеме исполнения по нему, в частности допуская увеличение цены контракта только как следствие увеличения объема исполнения по нему.

Таким образом, в настоящее время в отсутствие официальных разъяснений и правоприменительной практики сделать однозначный вывод о применении к контрактам, не имеющим твердой цены, тех или иных норм, устанавливающих основания для изменения их условий, не представляется возможным. 

Основания для изменения контрактов, предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона, могут быть разделены на следующие категории:

1) изменение без дополнительных оснований по соглашению сторон любых контрактов (пп. 1.1, 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона);

2) изменение особо финансово крупных долгосрочных контрактов на основании решений органов исполнительной власти (пп. 2 - 4, 13 ч. 1 ст. 95 Закона);

3) изменение отдельных категорий контрактов при наличии к тому объективных, не зависящих от воли сторон обстоятельств (пп. 5 - 7 ч. 1 ст. 95 Закона);

4) изменение без дополнительных оснований по соглашению сторон некоторых категорий контрактов, заключенных с единственным контрагентом (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона);

5) в отдельную категорию выделим специально установленные основания для изменения:

-контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, 

- по геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (п. 1.3, пп. 8, 9, 11 ч. 1, ч. 1.2 ст. 95 Закона). 

Эти основания также можно распределить между первыми вышеперечисленными категориями, но они выделяются своей отраслевой спецификой.

В силу чч. 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика было установлено требование обеспечения исполнения контракта в соответствии со ст.96 Закона.

Использованы материалы СПС «Гарант»


Автор: Г.Б. Добрецов





Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку