Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

 —  —  — Изменение контракта при его исполнении (окончание). Изменение условий контрактов на выполнение строительных работ, работ по геологическому изучению недр. Внесение информации в реестр контрактов.

Изменение контракта при его исполнении (окончание). Изменение условий контрактов на выполнение строительных работ, работ по геологическому изучению недр. Внесение информации в реестр контрактов.

Изменение контракта при его исполнении (окончание). Изменение условий контрактов на выполнение строительных работ, работ по геологическому изучению недр. Внесение информации в реестр контрактов.
25.05.2023

В порядке правового регулирования изменений условий контрактов, заключенных в соответствии с законом № 44-ФЗ (далее – Закон) (http://ivo.garant.ru/#/document/70353464), мы ранее выделили ряд разделов, особенностей и рассмотрели общие положения регулирования изменения контракта. Также рассмотрели особенности изменений условий контракта при его заключении; и восемь из десяти отдельных случаев порядка изменений контрактов при их исполнении:


1) «без дополнительных оснований»; 

2) при невозможности исполнения контракта;

3) на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов;

4) при введении специальных мер в сфере экономики;

5) особо крупных долгосрочных контрактов.

6) при наличии объективных обстоятельств (отдельные категории контрактов);

7) отдельных категорий контрактов, заключенных с единственным контрагентом;

8) замена товаров, работ, услуг на улучшенные.


В настоящей статье рассмотрим отдельные особенности порядка изменения условий контракта на выполнение строительных работ и работ по геологическому изучению недр. В завершение статьи – некоторые вопросы внесения информации в реестр контрактов.


Изменение контрактов на выполнение строительных работ при их исполнении


Изменение контрактов на выполнение строительных работ возможно в случаях, специально урегулированных отдельными нормами. Это обусловлено спецификой данного вида контрактов, объем исполнения по которым определяется в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ (http://ivo.garant.ru/#/document/10164072) проектной (технической) документацией (далее – ПД), которая в случаях, определенных градостроительным законодательством должна получить положительное заключение государственной экспертизы. При этом такая документация зачастую предусматривает выполнение самых разнородных работ, при которых используются разнообразные материалы и оборудование. На практике иногда ПД в силу неполноты исходных данных или допущенных при проектировании ошибок не предусматривает всех необходимых работ или предусматривает избыточные работы. Также иногда уже в ходе работ подрядчик или иное лицо (проектировщик, сотрудник заказчика) может предложить применение лучших или аналогичных по качеству, но более дешевых материалов либо лучшие решения архитектурно-строительных задач, ведущих к увеличению надежности конструкции объекта капитального строительства и (или) улучшению его функциональных, потребительских качеств или сокращению общего объема работ, уменьшению количества применяемых материалов и, как следствие, - снижению стоимости строительства. 

В отсутствие специальных норм изменение контрактов на выполнение строительных работ в таких случаях могло осуществляться только на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона, который не учитывал всех тонкостей изменения, что приводило к ряду вопросов http://ivo.garant.ru/#/document/70353464/paragraph/1336:0


Решению этих вопросов служит введение пп.1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95 Закона, т.е. специальных оснований для изменения именно контрактов на выполнение строительных работ (в том числе контрактов, 

предусмотренных ч.16.1 ст.34 Закона, и контрактов жизненного цикла, предусмотренных ч.16 ст.34 Закона, но в случаях, предусмотренных п.п.8 и 9 ч.1 ст.95 Закона, если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства). Причем п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона разрешает изменять виды и объемы работ в пределах 10% цены контракта, п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона - только срок исполнения контракта в случае, если изначально установленный срок не может быть соблюден по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика, а п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона разрешает менять фактически любые условия контракта в случае невозможности выполнения работ в изначально установленный срок в вышеуказанных обстоятельствах, но только в отношении долгосрочных и финансово значимых контрактов [за исключением заключенных до 31.12.2022 года (см. п.1.1постановления Правительства (далее – ПП)) РФ № 1186] (http://ivo.garant.ru/#/document/70543340).      

В силу ч.70 ст.112 Закона в случаях и порядке, которые установлены ПП РФ от 09.08.2021 № 1315, (http://ivo.garant.ru/#/document/402110814) в 2021 - 2023 годах положения п.8 ч.1 ст.95 Закона также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее 1 года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

В настоящее время действует Порядок, который применяется к контрактам, заключенным до 31.12.2022 (п/п. «а» п. 2 ПП № 1315), и распространяется на заказчиков, указанных в Перечне (приложение к ПП № 1315).

В письме Минстроя России от 27.09.2022  (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405391835) № 49588-СМ/09 разъяснено, что размер изменения цены контракта в соответствии с ПП № 1315 определяется в порядке, установленном Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (http://ivo.garant.ru/#/document/73502465).

При этом в п.5 письма Минфина России от 12.04.2022 № 24-01-07/31697 указано, что в случае, когда невозможно изменить существенные условия контракта на основании ч.70 ст.112 Закона, такие условия могут быть изменены в соответствии с ч.65.1 ст.112 Закона (http://ivo.garant.ru/#/document/404474272). 

Кроме того, установлены отдельные основания для изменения контрактов, предусмотренных только ч.16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства) и ч.16.1 ст.34 Закона, а именно:

-если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы ПД, превышает цену контракта, возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон. Данное изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на 30% (п.11 ч.1 ст.95 Закона);

-если при исполнении контракта цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы ПД, цена контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (ч.1.2 ст.95 Закона).

С 18.04.2022 также действует ПП РФ от 16.04.2022 680, принятое в соответствии с п.11 ч.1 ст.18закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204180053). Постановлением№ 680 установлены порядок и случаи изменения в 2022 - 2023 годах существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

В письме Минфина России от 12.07.2022 № 24-01-07/66840 подчеркивается, что на основании ПП№ 680 не могут быть изменены существенные условия контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами (то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками). Однако, по мнению специалистов ведомства, в отношении таких контрактов может быть рассмотрен вопрос об изменении их существенных условий на основании положений ч.65.1 ст.112 Закона. Положениями Закона не ограничивается возможность высших исполнительных органов субъектов РФ предусмотреть в решении, указанном в ч.65.1 ст.112 Закона, условия его применения, в т.ч. предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта, у высших исполнительных органов субъектов РФ также имеется возможность предусмотреть условия применения такого решения, аналогичные соответствующим положениям (основанные на соответствующих положениях) ПП№ 680. Такой же подход может быть применен при принятии местной администрацией решения, предусмотренного ч.65.1 ст.112 Закона, в отношении контрактов, заключенных для обеспечения муниципальных нужд.

Изменение контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр

С 01.01.2023 года действие норм Закона об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространено на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр. С этой даты к таким контрактам применяются п.1.3, п.8 (см. также п.1.1 ПП№ 1186) и п.9 ч.1 ст.95 Закона. Пункт 1.2 ч.1 ст.95 Закона к указанным контрактам, наоборот, не применяется

Передача информации об изменении контракта в реестр контрактов

По общему правилу информация об изменении контракта с указанием его условий, которые были изменены, в течение 5 рабочих дней с даты внесения таких изменений должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов (п.8 ч.2, ч.ч.3 и 7 ст.103 Закона).

Если соглашение об изменении контракта подписано с использованием ЕИС, такое соглашение, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем его подписания, направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов (ч.3 ст.103 Закона).

Исключение: в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных по ч. 12 ст. 93 Закона), п.п. 23, 42, 44 и п.46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона (ч. 1 ст. 103 Закона).

Использованы материалы СПС «Гарант» 


Автор: Г.Б. Добрецов





Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку