Изменение контракта при его заключении. Изменение контракта при его исполнении “без дополнительных оснований”, изменение при невозможности исполнения
В порядке правового регулирования изменений условий контрактов, заключенных в соответствии с законом 44-ФЗ (далее – Закон), мы ранее выделили ряд разделов, особенностей и рассмотрели общие положения регулирования изменения контракта. В настоящей статье в продолжении рассмотрения темы проанализируем порядок изменения условий контракта при его заключении, а также при его исполнении по двум типам оснований: «без дополнительных оснований» и изменение существенных условий контрактов, заключенных до 01.01.2024, при невозможности их исполнения.
Изменение условий контракта при его заключении
При заключении контракта по итогам электронного конкурса, электронного аукциона, закрытого электронного конкурса, закрытого электронного аукциона при согласии победителя может быть увеличено количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) (п. 2 ч. 2, п/п. «б» п. 2 ч. 3, п.п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51, ч. 13 ст.75, ч.8 ст.76 Закона).
Такая возможность отсутствует в следующих случаях:
1) при закупке работ, услуг;
2) при заключении контракта по итогам электронного запроса котировок, закрытого конкурса, закрытого аукциона (п.4 ч.6 ст.50, ч.14 ст.73, ч.8 ст.74 Закона);
3) в случаях, предусмотренных ч. 24 ст. 22 Закона (закупка с неопределенным объемом) (п.2 ч.2 ст.51 Закона);
4) в случаях, установленных на основании ч. 2 ст. 34 Закона постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 13.01.2014 № 19, когда цена контракта определяется ориентировочно или формулой, п.2 ч.2 ст.51 Закона.
Применить правило увеличения цены контракта при его заключении в случаях, указанных в п.п. 3 и 4, невозможно, поскольку отсутствует заранее установленный твердый размер объема исполнения (либо цена) по контракту.
Изменение условий контракта при его исполнении «без дополнительных оснований»
Изменение существенных условий контракта без дополнительных оснований по соглашению его сторон возможно в следующих случаях:
1) при снижении цены контракта без изменения объема исполнения (п.1.1 ч.1 ст.95 Закона). Эта норма в принципе может применяться и к изменению суммы цен единиц товаров, работ, услуг по контрактам (и, соответственно, самих таких цен), объем исполнения по которым не определяется на момент их заключения. Исходя из возможности выплаты максимального значения цены контракта, объем приобретаемых товаров, работ, услуг в таком случае может даже увеличиться, что, на наш взгляд, соответствует духу норм о возможности изменения контракта и принципам Закона, включающим результативность и эффективность закупок (ст. 6 Закона);
2) если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом объем исполнения не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально увеличению или уменьшению количества товара, объема работ или услуг, исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта (п.1.2 ч.1 ст.95 Закона).
Примечания:
Данная норма прямо указывает, что она не распространяется на контракты на выполнение строительных работ.
К контрактам с неопределенным объемом (ч. 24 ст. 22 Закона) и контрактам, цена которых определяется формулой, данная норма, на взгляд экспертов, неприменима. Поскольку объем исполнения по ним определяется заявками заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона);
3) если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (п.12 ч.1 ст.95 Закона).
Изменение существенных условий контрактов,
заключенных до 01.01.2024 года, при невозможности их исполнения
В силу ч.65.1 ст.112 Закона по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2024, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Как указано в ч.65.1 ст.112 Закона предусмотренное этой нормой изменение осуществляется с соблюдением положений чч.1.3 - 1.6 ст.95 Закона на основании решения:
- Правительства РФ при закупках для федеральных нужд (см. п.1 ПП РФ от 28.06.2022 № 1148 «Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения …»);
- высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ при закупках для нужд субъекта РФ. В п.1 письма Минфина РФ от 12.04.2022 № 24-01-07/31697, письме Минфина России от 18.04.2022 № 24-06-06/34049 указано, что такое решение принимается в соответствии с ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее - Закон № 184-ФЗ). При этом Закон позволяет предусмотреть в названном решении условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.
Примечание:
Закон № 184-ФЗ утратил силу с 01.01.2023 в связи с вступлением в силу ФЗ от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;
-местной администрации закупках для муниципальных нужд.
Отметим, что чч.1.3 - 1.5 ст.95 Закона регулируют изменение обеспечения исполнения контракта при изменении контракта.
Важно!
С 18.10.2022 действует ПП РФ от 15.10.2022 № 1838 (далее - ПП N 1838).В п.1 ПП № 1838 указано, что в соответствии с ч.65.1 ст.112 Закона по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в РФ. Кроме того, п.2 ПП №1838 рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов РФ, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно, если при исполнении контрактов возникли не зависящие от сторон контрактов обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения в связи с мобилизацией в РФ.
О применении ПП№ 1838 см. также письмо Минфина России от 27.10.2022 № 24-06-08/104139.
С 29.12.2022 действует ПП РФ от 20.12.2022 № 2349 (далее - ПП N 2349). В п.1 ПП № 2349 перечислены условия государственных контрактов, изменение которых допускается по соглашению сторон. При этом ПП № 2349 применяется при исполнении государственных контрактов, заключенных до 01.01.2024, предметом которых является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сфере авиастроения, заключенных в рамках реализации государственных программ РФ «Развитие авиационной промышленности», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», по которым заказчиком является Минпромторг России.
В п.1 письма Минфина России от 12.04.2022 № 24-01-07/31697, письме Минфина России от 18.04.2022 № 24-06-06/34049 разъяснено, что на основании ч.65.1 ст.112 Закона при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до указанной в ч.65.1 ст.112 Закона даты. Если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы относятся к таким обстоятельствам. Часть 65.1 ст.112 Закона образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, поэтому размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона, в частности в отношении цены контракта и срока исполнения контракта.
В письмах Минфина России от 18.04.2022 № 24-06-06/34049 и от 20.06.2022 № 24-06-06/58419 также отмечено, что при принятии решения, предусмотренного ч.65.1 ст.112 Закона, необходимо учитывать положения п.2 ст.72 БК РФ, согласно которому государственные (муниципальные) контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В письме от 12.07.2022 № 09-02-10/66878 Минфин России высказал позицию об изменении условий контрактов на основании ч.65.1 ст.112 Закона для обеспечения казначейского сопровождения расчетов.
Использованы материалы СПС «Гарант»
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: