Изменения закона в 2022 году и некоторые ошибки заказчиков
В первом полугодии 2022 года в Закон 44-ФЗ (далее – Закон) внесено большое количество изменений, однако не все заказчики смогли приспособиться к работе по новым правилам. На основании административной практики ФАС можно сделать некоторый анализ и сформировать рекомендации по применению ряда измененных норм Закона.
1. По - новому 16.04.2022 изложены основания для изменения существенных условий контракта.
Было: основания изменения существенных условий контракта предусмотрены статьями 34 и 95 Закона (ч. 2 ст. 34 Закона).
Стало: «изменение его (контракта - прим. автора) существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом» (ч. 2 ст. 34 Закона). А эти случаи установлены не только статьями 34 и 95, но и частью 65.1 ст. 112 Закона. «По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно» (часть 65.1 введена 08.03.2022).
Следует также обратиться к ведомственным разъяснениям, касательно применения ч. 65.1 ст. 112 Закона:
Применяя ч. 65.1 ст. 112 Закона заказчики вправе менять любые существенные условия контракта. Норма не содержит предельных значений, на которые могут быть увеличены цена или срок контракта. (Письмо Минфина от 12.04.2022 № 24-01-07/31697).
Менять существенные условия контракта по ч. 65.1 ст. 112 Закона можно, только когда в ходе исполнения возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых стало невозможно выполнить контракт. Например, нельзя увеличить размер аванса по контракту, если нет обстоятельств невозможности его исполнить. (Информация Минфина от 27.04.2022).
Изменить существенные условия можно также и по тем контрактам, которые заключены до 30.03.2022. (Информация Минфина от 27.04.2022)
На контракты по благоустройству территорий не распространяются нормы для изменения условий строительных контрактов по постановлениям № 1315 и № 680. Стороны вправе использовать основания Закона, в том числе часть 65.1 статьи 112. (Письмо Минстроя от 17.05.2022 № 21628-АЕ/16).
Корректировать строительные контракты в упрощенном порядке по постановлению № 680 вправе только казенные учреждения. Остальные заказчики вправе менять строительные контракты по общей антикризисной норме части 65.1 статьи 112. (Письмо Минфина от 12.07.2022 № 24-01-07/66840)
Таким образом, условие об изменении не обязательно включать в контракт, такого требования нет в Законе. Но если заказчик указывает в проекте условия изменения контракта, то следует это делать в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 34 Закона.
2. Требования к заявке участника изложены не только в статье 43 Закона.
Требования к заявке перечисленные в ст. 43 - это общая норма для всех конкурентных процедур – конкурса, аукциона и запроса котировок. Однако при разработке заказчиком «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению» (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона) необходимо использовать и статьи, регулирующие конкретные способы закупки. Так правила для аукциона прописаны в статье 49 Закона. В части 1 этой статьи сказано, какие именно пункты должна содержать аукционная заявка, и это лишь часть сведений из статьи 43 Закона, а не все, как ошибочно полагают некоторые заказчики. При этом заявка для аукциона на должна включать «предложение участника закупки о цене контракта» (Закон, ст. 43, ч. 1, п. 2, п/п 3).
При разработке инструкции заказчик должен обратиться не только к статье 43 Закона, но и к статьям, которые регулируют правила для конкретного способа закупки: конкурса – ст. 48, аукциона – ст. 49, запроса котировок – ст. 50.
3. С 1 января 2022 года электронная приемка стала обязательной и ее нужно включать в проект контракта.
Однако заказчик вправе указать в проекте контракта право поставщика (не обязанность) прикрепить к документу о приемке сканы дополнительных документов (товарной накладной, например).
4. В административной практике ФАС отмечаются факты нарушения заказчиками сроков оплаты и включения в контракт незаконных сроков.
В то время как с 01.07.2022 срок оплаты установлен семь рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Если приемка проводилась без ЕИС или авансовые платежи по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то срок оплаты - 10 рабочих дней.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: