Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

К ВОПРОСУ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПОК НАЛИЧИЯ ЛИЦЕНЗИИ

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
22.08.2024

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия в силу положений ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании…» (далее – Закон № 99-ФЗ), заказчику необходимо установить требование о наличии соответствующей лицензии у участника закупки.


jhxzuij2pemj4k6f2cssi7ebaogekqj2.png


При этом заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом, должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона (п/п. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона).

Следует учитывать, что документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, могут быть таким законодательством не предусмотрены, в связи с чем подтверждающие документы представляются в заявке на участие в закупке, если такие документы предусмотрены законодательством РФ.

В силу п. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

С учетом положений п. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ каждым лицензирующим органом (уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) его территориальными органами, органом исполнительной власти субъектов РФ, ГК«Роскосмос») осуществляется самостоятельное ведение реестралицензий по соответствующему виду деятельности в рамках установленных полномочий.

Частью 7 ст. 21 Закона № 99-ФЗ установлено, что информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к такимсведениям в соответствии с законодательством РФ ограничен.

В соответствии с п. 26 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343, выписка из реестра лицензий, которая содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ, предоставляется исключительно лицу, имеющему доступ к таким сведениям.

Учитывая изложенное, в случае, если информация, размещенная в таких реестрах, включает сведения ограниченного доступа, такая информация может быть предоставлена исключительно лицу, имеющему доступ к указанным сведениям.

Частью 8 ст. 21 Закона № 99-ФЗ установлено, что сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении.

Частью 3 ст. 9 Закона № 99-ФЗ установлено, что лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензийзаписи о предоставлении лицензии.

Таким образом, в целях исполнения требований п/п. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).

При этом подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу ч. 8 ст. 31 Закона.

Члены закупочной комиссии (далее – Комиссия) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона (п/п. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона).

При этом Комиссия самостоятельно принимает решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении такой заявки руководствуясь извещением об осуществлении закупки иЗаконом. Отклонение заявок по иным основаниям, не предусмотренным Законом, не допускается.

Вопрос подтверждения участниками закупок наличия лицензии рассматривался в административной и судебной практике в текущем годуВ качестве примера приведем одно из таких дел. 

В извещении о закупке было указано требование предоставить подтверждение наличия лицензии, которое могло быть представлено в виде копии действующей лицензии или выписки из реестра лицензий.

Контролирующие органы и суд первой инстанции сочли, что заказчик необоснованно допустил к участию несколько участников, поскольку в их заявках отсутствовали требуемые документы.

Апелляционный суд признает ошибочными выводы суда первой инстанции относительно того, что непредставление в данном случае участником закупки копии лицензии в виде отдельного документа или выписки из реестра лицензий должно было являться основанием для отклонения заявки.

Апелляционная и кассационная инстанция указали, чтоинформация о наличии лицензии была указана в выписках из ЕГРЮЛ, предоставленных участниками в составе заявок. Заказчик проверил эти данные в реестрах и убедился, что лицензии были действующими, поэтому не было оснований для отклонения заявок.

Аналогичное решение ранее принималось НовосибирскимУФАС (решение от 25.03.2024  054/06/48-668/2024).

Использованы письма ФАС России от 09.01.2024 № МШ/211/24Ю, Минфина России от 09.10.2023 № 24-06-05/95692, постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.08.2024 по делу № А70-19556/2023 и материалы сайта gkgz.ru.


Автор: Г.Б. Добрецов




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png


Оцените статью:
(0)

Возврат к списку