К ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ТРЕБОВАНИЯМ ПУНКТА 1 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 31 ЗАКОНА № 44-ФЗ
При осуществлении закупки конкурентными способами, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93Закона № 44-ФЗ (далее – Закон), заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки (Закон, ст. 31, ч. 1, п.1).
Из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона следует, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Если таким объектом является деятельность, для которой необходимо соответствовать вышеуказанным специальным требованиям, заказчик должен конкретизировать, каким документом участник подтверждает соответствие им. Это вытекает из норм, регламентирующих содержание извещения (с входящими в его состав документами) и состав заявки на участие в соответствующих процедурах: п. 12 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42, пп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона.
Следовательно, заказчику перед публикацией извещения нужно установить:
- предъявляются ли требования для этого объекта закупки;
- какой документ подтверждает соответствие требованиям;
- какие существуют требования к этому документу;
- должен ли участник предоставлять документ, если специальные требования предусмотрены только для части работ.
В частности, объект закупки может относиться к деятельности, требующей:
1) государственной лицензии. Такие лицензии выдаются в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ и другими Федеральными законами, регулирующими лицензирование деятельности в отдельных отраслях;
2) членства в саморегулируемой организации (далее - СРО);
3) обязательной аккредитации либо иного допуска к определенной деятельности;
4) разрешения правообладателя результата интеллектуальной деятельности (далее – РИД). Это требование вытекает из п. 1 ст. 1229 ГК РФ, устанавливающего, что правообладатель может по своему усмотрению разрешить или запретить другим лицам использование РИД.
В целях исполнения требований подпункта «н» п. 1 ч. 1 ст. 43Закона участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).
При этом подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу части 8 статьи 31 Закона.
Наличие лицензии, выданной в соответствии с Законом о лицензировании, подтверждает запись в реестре лицензий. Проверить наличие такой записи - обязанность заказчика (Закон, ст. 31, ч. 8). Участнику для исполнения требований п/п. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона достаточно в составе заявки предоставить документ со сведениями, которые позволяют подтвердить наличие лицензии, в том числе ее статус. Устанавливая требование по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, заказчику не следует указывать, что участник должен подтвердить наличие лицензии только выпиской из реестра лицензий. Это может быть признано неправомерным (Письма ФАС России от 09.01.2024 N МШ/211/24, от 01.04.2024 N ПИ/27182/24).
По мнению Минэкономразвития России, участнику достаточно предоставить реквизиты лицензии (регистрационный номер и дату ее выдачи) (Письмо от 25.08.2023 N ОГ-Д24-7294).
По некоторым видам деятельности, не подпадающим под действие Закона о лицензировании (например, по деятельности по защите гостайны), лицензия может быть оформлена на бумажном носителе. В этом случае наличие лицензии можно подтвердить ее копией.
Выполнять строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капстроительства по договору подряда имеют право индивидуальный предприниматель или юрлицо, являющиеся членами соответствующей СРО. Исключение - случаи, указанные в ч. 2, 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Подтверждением соответствия требованию о членстве в СРО является наличие информации в едином реестре сведений о членах СРО и их обязательствах. Требовать от участника закупки представить в составе заявки подтверждающие документы не нужно (ч. 5 ст. 55.17 ГрК РФ, Письмо Минфина России от 16.09.2022 N 24-06-08/90074).
При этом, уровень ответственности участника в компенсационном фонде должен быть не меньше, чем его предложение о цене контракта.
По мнению ФАС России, в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, СРО заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования о наличии всех указанных документов у участника закупки (т.е. в составе заявки), поскольку установление такого требования приведет к ограничению количества участников закупки. К выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков. (Письмо ФАС от 02.08.2019 № ДФ/67066/19)
Важно! Минстрой в октябре 2024 г. высказал по этому вопросу иную позицию
В строительных закупках «под ключ», - по мнению Минстроя, - нужно требовать от участников членства в изыскательской, проектной и строительной СРО. Подрядчик, который состоит только в строительной СРО, не вправе заключать контракт на одновременное проведение инженерных изысканий, проектирования и строительства объекта капстроительства. Такой подрядчик не способен полностью выполнить обязательства по комплексному контракту, поскольку не может подтвердить, что соответствует требованиям заказчика. А также привлекает для части работ субподрядчика, который не проходит проверку заказчика в рамках закупки и не подтверждает квалификацию и кадровый состав (письмо Минстроя от 18.10.2024 № 61052-ОС/02)
Организации, осуществляющие проведение отдыха детей и их оздоровления должны быть включены в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих деятельность на территории региона в текущем году, что подтверждается копией решения уполномоченного органа исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей о включении организации - участника закупки в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления или выпиской из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, подтверждающую наличие организации - участника закупки в соответствующем реестре.Указанное требование основано на п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». (Определение Верховного суда РФ от 30.08.2024 №309-ЭС24-15275 по делу №А60-37466/2023. Решение АС Свердловской области от 30.10.2023 по делу №А60-37466/2023).
Использованы материалы СПС «Гарант», «КонсультантПлюс», сайта gkgz.ru
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: