Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

 —  —  — К вопросу запрета участия в государственных закупках офшорных компаний, а также лиц, являющихся иностранными агентами

К вопросу запрета участия в государственных закупках офшорных компаний, а также лиц, являющихся иностранными агентами

К вопросу запрета участия в государственных закупках офшорных компаний, а также лиц, являющихся иностранными агентами
22.02.2024

Положения части 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) обязывают заказчика при применении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 451830424954 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона, устанавливать 11 единых требований к участникам закупки, в том числе, что участник закупки:


не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10%голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества (пункт 10);


не является иностранным агентом (пункт 10.1).

Порядок контроля применения указанных требований напомнило Министерство финансов РФ в письме от 25.01.2024.Отмечается, что положения п/п. «г» п. 18 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе (далее – ЕИС) и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства (далее – ПП) РФот 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы» (далее - Правила), не допускают регистрации в ЕИС участника закупки - юридического лица, местом регистрации которого является офшорная зона.

В случае получения информации о включении страны регистрации в офшорную зону, Казначейством России осуществляется исключение участника закупок из указанного реестра и прекращение регистрации такого участника в ЕИС (п/п.«г» п. 23 Правил). При этом при проверке принадлежности иностранного юридического лица к юридическому лицу, местом регистрации которого является офшорная зона, используются технологические средства ЕИС (п/п. «в» пункта 15 Правил).

Частью 8 ст. 31 Закона установлено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 10 и 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона. При этом при проведении электронных процедур проверка на соответствие требованиям, указанным в п. 10 ч. 1 ст.31 Закона, является правом такой комиссии.


Примечание:

Как указано в Законе, участник закупки  это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 ст. 241 БК  РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года  255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – закон № 255-ФЗ), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с законом № 255-ФЗ (Закон, ст. 3, п. 4).

В соответствии с п. 15 ст. 241 БК  РФ приказом Минфина РФ от 26.05.2022 № 83н утвержден Перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФвключающий 57 государств.


Внимание! Изменения в п. 4 ст. 3 Закона: не путать,какой перечень применять.

Было до 01.01.2023


Стало с 01.01.2023


за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п/п. 1 п. 3 ст. 284Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий,предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц(далее - офшорная компания)             (Закон, ст. 3, п. 4). 

Перечень - приказ Минфина от 05.06.2023 № 86н.


за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ (далее - офшорная компания)

                                                        Закон, ст. 3, п. 4)

Перечень - приказ Минфина от 26.05.2022 № 83н



Закон предусматривает направление в отношении участника закупки заказчику, комиссии по осуществлению закупок, в том числе выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), декларации о соответствии такого участника закупки, в том числе требованиям, установленным в соответствии с пунктами 10 и 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона.


Сведения об учредителях или участниках юридического лица заказчик, комиссия по осуществлению закупок получают в составе выписки из ЕГРЮЛ (если участником закупки является юридическое лицо) и в объеме, предусмотренном такой выпиской.


В целях учета иностранных агентов Минюстом России ведется (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»). Содержащиеся в указанном реестре сведения размещаются на официальном сайте Минюста России в сети «Интернет» в порядке, утвержденном приказом Минюста РФ от 29.11.2022 № 307.


Таким образом, для осуществления в соответствии с Законом проверки соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктами 10 и 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона, заказчик, комиссия по осуществлению закупок используют выписку из ЕГРЮЛ, вышеуказанную декларацию участника закупки, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также в реестре иностранных агентов.


Для проверки такого соответствия по вопросам, информация о которых отсутствует в направляемых заказчику, комиссии по осуществлению закупок в соответствии с Законом при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) документах, заказчик, комиссия по осуществлению закупок принимают зависящие от них разумные и законные меры.


Если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 Закона, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, осуществляется отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем в любой момент до заключения контракта (ч. 9 ст. 31 Закона).


Кроме того, с учетом положений п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона, если в ходе исполнения контракта будет установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) перестал соответствовать предусмотренным пунктами 10 и 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона требованиям (например, если информация о нем после заключения контракта включена в реестр иностранных агентов) или будет установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) до заключения контракта представил недостоверную информацию о своем соответствии вышеуказанным требованиям, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.


Использованы материалы СПС «Гарант», письмо Минфина России от 25.01.2024 № 24-06-07/5751 «О применении Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе …» в отношении офшорных компаний, а также юридических и физических лиц, являющихся иностранными агентами»


Автор: Г.Б. Добрецов





Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку