Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

КАК ИЗБЕЖАТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА

21.03.2022

Частью 1 статьи 7.32 КоАП предусмотрена административная ответственность за заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки …, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Санкция, установленная частью 1 ст. 7.32 КоАП, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% НМЦК, но не менее 5000 рублей и не более 30000 рублей, на юридических лиц - 1% НМЦК, но не менее 50000 рублей и не более 300000 рублей. Должностным лицом будет признало лицо, подписавшее контракт своей электронной подписью.

Рассмотрим некоторые типичные случаи нарушений при заключении контрактов, которые повлекли привлечение к административной ответственности.

1. На этапе разработки проекта контракта, который прилагается к извещению об осуществлении закупки (версия проекта контракта № 1)

При формировании проекта контракта следует придерживаться следующих правил: 

Правило 1. Тщательно готовить проект контракта: впоследствии при направлении его победителю нельзя будет удалять, указанные в нем условия и реквизиты, а также изменять их формулировки.

Правило 2Оставлять пустыми (ставить прочерки) можно только в тех условиях контракта, которые содержатся в заявке участника и которые будут заказчиком заполнены из заявки участника (сведения о поставщике и его реквизитах, цене, о товаре и условиях поставки и др., указанные в ст. 43 Закона).

Так, было квалифицировано как административноеправонарушение - указание при заключении контракта конкретных размеров штрафа вместо изначально предусмотренных проектом контракта прочерков.

2. При внесении дополнений в проект контракта из заявки победителя, направляемый для подписания победителю (версия проекта № 2)

Чаще всего заказчикам вменяют в вину следующие нарушения:

- информация о товаре не соответствует (или не в полной мере соответствует) содержанию заявки участника;

- условия заключенного контракта отличаются от условий, которые содержались в проекте контракта, прилагаемом к извещению.

Рассмотрим некоторые характерные случаи из этой сферы. 

2.1. Корректировка заказчиком формулировки цены, указанной в проекте контракта, при заключении контракта с победителем, находящимся на упрошенной системе налогообложения. Так, проектом контракта, опубликованного заказчиком при объявлении конкурентной процедуры, предусмотрено условие о включении налога на добавленную стоимость  в цену контракта. При заключении контракта с победителем было указано, что цена контракта составляет … рублей, НДС не облагается: поставщиком применяется упрощенная система налогообложения.Постановлением контрольного органа, оставленным без изменения решениями районного и областного судов должностное лицо заказчика было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. 

Как отметил Верховный суд РФ, рассматривая в июле 2021 г. указанное дело, поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте, корректировка заказчиком цены контракта при заключении государственного или муниципального контракта с участником, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем исключения из стоимости товаров (работ, услуг) НДС не допускается. При этом указание заказчиком в проекте контракта цены, включающей НДС не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ и правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 № 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.

Рекомендация. Исходя из вышеуказанной правовой позиции Верховного суда РФ не следует в проекте контракта указывать два альтернативных варианта: цена с учетом НДС / НДС не облагается и применять соответствующие условия типовых контрактов.

2.3. Заказчиком заключен контракт на условиях, не предусмотренных в заявке участника в части указания единиц измерения лекарственного препарата, а именно в контракте указана единица измерения лекарственного препарата в упаковках, в то время как в заявке на участие в Закупке в штуках. Контрольным органом установлено, что действия должностного лица заказчика нарушают положения ч. 1 ст. 34 Закона и содержат состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.32 КоАП. На должностного лица заказчика, наложен штраф в размере 30 000 рублей. 

РекомендацияПри рассмотрении заявок внимательно сверять их с позициями извещения, вносить в проект контракта сведения из заявки участника без их изменений.

3. При корректировке проекта контракта в соответствии с протоколом разногласий победителя процедуры (версия проекта контракта № 3)

Победитель в соответствии с Законом формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке и в ЕИС протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, увеличения количества товара на размер экономии цены;

Таким образом, целью протокола разногласий является или устранение ошибок заказчика или отказ на поставку увеличенного количества товара сверх заявки. Иные случаи внесения изменений в проект контракта рассматриваются как нарушения Закона.

4. На этапе заключения контракта с нарушением условий, предусмотренных Законом 

4.1. Неисполнения обязанностей заказчика включить в контракт необходимую информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства …, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона. Так заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, ПП РФ № 616. А указанным Постановлением для подтверждения соответствия установленным требованиям, участник представляет в заявке выписку из реестра с указанием номеров соответствующих реестровых записей. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт. Заказчиком при заключении контракта реестровая запись о товаре из реестра российской промышленной продукции не включена в контракт. Выявленное в действиях заказчика указанное нарушение было квалифицировано контрольным органом как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.

Рекомендация. Внимательно вычитывать требования актов национального режима к условиям заключения контракта и содержанию контракта.

4.2. В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Заключение контракта с лицом, не представившим надлежащее обеспечение его исполнения, приравнивается к заключению контракта с нарушением объявленных условий закупки и наказывается штрафом, предусмотренным ч. 1 ст. 7.32 КоАП.

Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.


Автор: Г.Б. Добрецов

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку