Как в 2021 году изменится контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?
Министерством Финансов Российской Федерации на официальном сайте опубликован Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». По сути это не просто очередные изменения закона о закупках, это переход к новой версии контрактной системы. Сроки принятия данного закона постоянно сдвигаются, однако с большой долей вероятности можно сказать, что в следующем году он все-таки будет принят.
Изучив данный законопроект, предлагаю вашему вниманию перечень основных изменений и нововведений, которые в нем содержатся.
Главные направления данного законопроекта следующие:
- Сокращение способов закупок;
- Упрощение порядка проведения закупки
- Усиление предквалификации
- Типизация контрактов
- Повышение действенности обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов
- Контракты жизненного цикла
- Изменение условий и расторжение контрактов
- Ограничение для «профессиональных» жалобщиков
- Упрощение порядка обжалования действий (бездействий) субъектов контроля
- Полный переход к электронному документообороту
Давайте разберем эти изменения более детально.
Предлагается оставить только 7 следующих конкурентных способов закупки: открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме, электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме.
Для всех способов закупки устанавливаются единые требования:
- к извещению, сроку его размещения, разъяснений его положений, внесения в него изменений;
- к порядку подачи, отзыва и направления заказчику заявки;
- к процедуре заключения контракта по результатам электронной процедуры.
Исключается понятие «документация о закупке», все данные будут в извещении, которое будет формироваться по типовой форме в ЕИС.
Снижается число членов комиссии – не менее 3 членов комиссии для всех способов закупок.
Расширяется круг участников закупки, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя. Теперь это любой участник, который не отозвал заявку. Напоминаю, что сейчас участник, занявший 2 место, вправе отказаться от заключения контракта при уклонении участника № 1.
Вводится предквалификация при НМЦК от 20 миллионов рублей. Устанавливается дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки заключенного в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее 20% НМЦК и при исполнении которого отсутствуют неисполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Планируется уход от типовых контрактов, это понятие исключается из закона, остаются только типовые условия контрактов. Это понятно и логично, так как в настоящее время при изменении законодательства типовые контракты своевременно не актуализируются.
Обеспечение заявок и обеспечение исполнения контрактов, в том числе гарантийных обязательств можно будет вносить в виде денежных средств, а также независимых гарантий, которые могут быть выданы банками, государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", региональными гарантийными организациями.
Обеспечение заявок будет требоваться при любом конкурентном способе закупки. Срок взаимодействия банка и оператора площадки сокращается до 1 часа. Блокирование банком обеспечения заявки на счете будет осуществляться при подаче заявки. На денежные средства, заблокированные банком, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Устанавливается обязанность отклонить заявку, которая обеспечена банковской гарантией, не соответствующей закону.
Контракты жизненного цикла будут заключаться только по результатам аукциона в электронной форме или открытого конкурса в электронной форме. В контракте выделяется как стоимость поставки товара (выполнения работы), так и стоимость обслуживания (ремонта, утилизации). Допускается изменение условий контракта при исполнении, если содержит работы в сфере строительства.
Дополняется перечень случаев, позволяющих изменить контракт:
- если при проверке достоверности сметная стоимость превышает цену контракта, изменение любых условий по контрактам жизненного цикла (если содержат работы по строительству) при условии не превышения цены контракта до 30%;
- изменение срока исполнения отдельного этапа в пределах срока исполнения контракта.
Существенно сокращается срок расторжения контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и упрощается процедура уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя). Решение об одностороннем отказе размещается только в ЕИС, больше не нужно будет направлять его по почте. Исключение – закрытые способы закупки. При закрытых способах решение об одностороннем отказе также необходимо будет направлять по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте.
Датой уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) будет считаться дата поступления ему решения через ЕИС.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в течение трех дней может обжаловать данное решение.
Подача жалоб будет возможна только через ЕИС и только лицами, которые зарегистрированы в ЕРУЗ. Отзыв жалобы, а также направление уведомлений также будет осуществляться через ЕИС. Исключение – закрытые способы закупки.
Подача жалобы на действия оператора при аккредитации, при размещении предварительного предложения в течение 5 дней с даты совершения указанных действий.
Оснований для возврата жалобы остается только два:
а) несоответствия жалобы требованиям Федерального закона № 44-ФЗ;
б) если по жалобе на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Планируется переход на электронный документооборот на всех этапах закупки, включая этап исполнения контракта.
Направление в контрольный орган запроса на согласование контракта по итогам несостоявшейся закупки через ЕИС.
Направление в контрольный орган заявления о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков через ЕИС. За исключением закрытых способов закупки.
Безусловно, это не полный список тех изменений, которые планируется внести принятием этого оптимизационного закона. Но я постарался выделить наиболее значимые и «революционные». Более того, вместе с этим законопроектом необходимо будет внести изменения или признать утратившими силу множество подзаконных нормативных правовых актов в сфере закупок. К тому же, на стадии принятия закона он может измениться, причем радикально.