Как закупить компьютеры
Как закупить компьютеры в условиях санкций, которые внесли определенные сложности в многолетнюю практику заказчиков – приобретать импортную вычислительную технику? У заказчиков возникают трудности при закупке компьютеров, потому что в условиях санкций от недружественных стран компьютерная техника на отечественный рынок стала поступать в меньших объемах, чем прежде.
Какой способ определения поставщика выбрать заказчику? Важно знать, что выбор способа закупки с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе может повлечь за собой административный штраф на должностных лиц в размере 30000 рублей или 50000 рублей, а в гособоронзаказе – 100000 рублей (КоАП. Ст. 7.29).
Код ОКПД2 для компьютеров и оргтехники — 26.20. Проверим указанный код на наличие запретов и ограничений (рекомендуем это делать через сайт НИИ Управления народным хозяйством https://nii-rf.ru/okpd2)
Товары из этой группы обычно закупаются на электронном аукционе, поскольку код входит в аукционный перечень (распоряжение Правительства от 21.03.2016 № 471-р). Но Закон 44-ФЗ позволяет провести закупку у единственного поставщика или запросом котировок (Ст. 24, ч. 6).
Внимание! Применять открытый конкурс в электронной форме для закупки компьютерной техники, подпадающей под аукционный перечень, нельзя.
Как описать объект закупки? Необходимо применять КТРУ, чтобы сформировать описание объекта закупки. Например, позиция КТРУ 26.20.15.000-00000032 [Компьютер персональный настольный (моноблок)], обязательное применение с 27.07.2022. Указанная позиция является укрупненной и включает в себя шесть не укрупненных позиций.
При формировании объекта закупки (заказчики для этих целей продолжают применять термин «лот», однако с 01.01.2022 частью 14 ст. 24 Закона установлено, что лоты могут выделяться только в закрытых закупках) следует иметь ввиду, что объединять в одну закупку можно технологически и функционально связанные товары. Единого правила или критериев, по которым можно определить, связаны ли они между собой, законодательно не установлено. Однако объединение в закупку товаров без такой связи может повлечь нарушение ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Следует учитывать, применяются ли к товарам ограничения, запреты или условия допуска иностранной продукции. Так, нельзя объединять в одну закупку:
-
товары, к которым применяются условия допуска, с товарами, которые можно закупать без применения таких условий (п. 3 Приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н), п. 5 письма Минфина России от 18.01.2019 № 24-01-07/2281);
-
радиоэлектронную продукцию, включенную в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (далее – ПП № 878), и не включенную в него (п. 7 ПП № 878);
-
продукцию, включенную в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее – ПП № 616), и не включенную в него (п. 12 ПП № 616).
При закупке компьютеров необходимо соблюдать национальный режим и предоставить преимущества производителям отечественного товара. Это связано с тем, что код компьютеров и оргтехники по ОКПД2 26.20 входит в перечень Приказа № 126н. Преференции устанавливаются для поставщиков товаров из стран Евразийского экономического союза — ЕАЭС, а также из ЛНР или ДНР. В ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
Эксперты считают, что в составе одного «лота» можно закупить, например, компьютерные мыши (код ОКПД2 26.20.16.170), клавиатуры (код ОКПД2 26.20.16.110) и мониторы (код ОКПД2 26.20.17.110). Данную продукцию можно объединить в один «лот», поскольку она функционально связана между собой и входит в перечни к ПП № 878 и Приказу № 126н. Вместе с тем нельзя в составе одного «лота» закупить указанную продукцию и системные блоки (код ОКПД2 26.20.15.000) - запрет допуска по ПП № 616.
При закупках необходимо использовать Каталог продукции государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП), чтобы установить эквивалентные характеристики поставляемых компьютеров, а также конкретные показатели продукции. Каталог ГИСП по коду ОКПД2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие» на 01.07.2022 содержит продукцию четырех производителей из Москвы, Московской, Иркутской и Калужской областей.
При помощи каталога ГИСП можно сравнить характеристики компьютеров, выявить аналогичные товары и сформировать технические характеристики, которые не ограничат количество участников закупки.
Компьютерная техника включена в Перечень к ПП № 616. Это означает, что по общему правилу при ее закупке необходимо установить запрет на допуск иностранных товаров. Он не применяется в случаях, указанных в п. 3 данного Постановления (например, на территории РФ не производят необходимый товар). В отношении товаров из данного Перечня это должно быть подтверждено разрешением на закупку иностранного промышленного товара. Оно выдается с использованием ГИСП в Порядке, установленном Минпромторгом России.
По общему правилу при закупке ПО следует запретить допуск иностранного ПО (п. 2 ПП № 1236). Чтобы определить, нужно ли это делать, рекомендуем свериться с Единым реестром российского ПО (https://reestr.digital.gov.ru/) и Единым реестром евразийского ПО (http://eac-reestr.digital.gov.ru/). Если необходимое ПО есть хотя бы в одном из реестров, заказчик обязан установить запрет, за исключением ряда случаев (например, в реестрах нет аналогов ПО, соответствующих тому же классу товара, который нужен) (п. п. 2, 3, 4 ПП № 1236).
Эксперты не рекомендуют закупать компьютеры с предустановленным ПО, если установлен запрет по Постановлению № 616. Это связано с тем, что ПО (коды ОКПД2 58.29.32.000 и 62.01.2) входит в перечни товаров, для которых предусмотрены условия допуска в соответствии с Приказом № 126н. Например, если заказчик запретил допуск иностранных компьютеров, а в отношении ПО надо установить условия допуска.
Нельзя объединять в одну закупку товары, к которым применяются условия допуска, с товарами, которые можно закупать без них. В перечнях товаров, для которых предусмотрены условия допуска по Приказу № 126н, есть программное обеспечение, но нет компьютеров (п. 3 Приказа № 126н, п. 5 письма Минфина России от 18.01.2019 № 24-01-07/2281). Однако на практике встречаются случаю нарушения заказчиками этого запрете с обоснованием невозможности начать использовать данную технику без конкретного ПО.
Что учесть в контракте и при электронной приемке компьютеров? Проект контракта разрабатывается с учетом общих требований статьи 34 Закона. Использовать типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, необходимо в части, не противоречащей Закону, если условия закупки соответствуют всем показателям из информационной карты типового контракта (приказ Минпромторга от 07.04.2020 № 1152).
Автор: Г.Б. Добрецов