Комиссия по осуществлению закупок
Закон 44-ФЗ (далее – Закон) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, в том числе, в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В числе принципов, на которых основывается контрактная система в сфере закупокустановлены такие, как открытость, прозрачность информации, обеспечения конкуренции.
Одним из инструментов реализации этих принципов в закупочную деятельность заказчика является создание и функционирование комиссий по осуществлению закупок (далее – комиссий).
Порядок создания комиссий установлен статьей 39 Закона: для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии. Число членов комиссии должно быть не менее чем три человека. Из буквального толкования Закона можно сделать вывод, что на каждую закупку заказчику надо создавать новую комиссию. Но так поступают заказчики только в отдельных случаях (отпуска, какие то специфические закупки и иные особые ситуации). Как правило, у заказчика создается одна постоянная комиссия. Возможно (Закон не запрещает) создание нескольких комиссий (специализирующихся по предметам закупки, например,комиссия по закупке оборудования, комиссия по закупкехозинвентаря или комиссии по способам определения поставщика).
Состав комиссии, порядок ее работы, обязанности членов комиссии и их ответственность нужно документально оформить. На это указано в ч. 2 ст. 39 Закона. Состав комиссии утверждается приказом. Остальную информацию можновключить в положение о комиссии либо в приказ.
Комиссия должна состоять из председателя и членов комиссии. На практике часто из числа членов комиссии также назначают заместителя председателя комиссии и секретаря.
В комиссию вводятся работники организации (руководитель, сотрудники бухгалтерии, контрактный управляющий, сотрудники контрактной службы, юристы, сотрудники других служб).
Как указано в части 5 ст. 39 Закона, в состав комиссии преимущественно (то есть более 50%) включаются лица, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки(наличие специальных знаний имеется в виду при создании комиссии под конкретную закупку).
В комиссию не могут входить (ч. 6 ст. 39 Закона):
супруг (супруга), близкие родственники руководителя организации - участника закупки, его усыновители или им усыновленные;
заинтересованные лица, состоящие, например, в штате участника закупки или подавшие заявку на участие в этой закупке;
лица, на которых могут повлиять участники закупки. Например, член комиссии не должен состоять в органах управления организации - участника закупки и не должен быть ее участником, акционером, кредитором;
должностные лица контрольного органа в сфере закупок, которые осуществляют контроль закупок;
эксперты, которые оценивали извещение о закупке, документацию о закупке (при осуществлении закрытых процедур), заявки на участие в конкурсе, соответствие участников дополнительным требованиям.
В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
В соответствии с ч. 8 ст. 39 Закона комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем 50% общего числа ее членов.
Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.
Решение комиссии (а оно принимается большинством голосов участвующих членов комиссии), принятое в нарушение требований Закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном Законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.
Статьей 46 Закона установлен запрет на проведение переговоров членов комиссии с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе, в отношении заявки, поданной таким участником до выявления победителя указанного определения.
Основными обязанностями комиссии являются:
1) рассмотрение заявок участников, информации и документов, направленных оператором электронной площадки.Принятие решения о признании заявок соответствующихизвещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
2) осуществление проверки (при рассмотрении заявок) соответствия участников закупки требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, п. 10 (за исключением электронных процедур) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 ст. 31 Закона(если установлены дополнительные требования).
Примечание. Комиссия вправе проверять соответствие участников требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона, а также при проведении электронных процедур требованию п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона. Комиссия не вправе возлагать на участников закупки обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 31 Закона (доптребования) (ч. 8 ст. 31 Закона);
3) отстранить участника от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), если обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям к участнику, установленным в соответствии со ст. 31 Закона, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям;
4) произвести оценку заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению по установленному (установленным) критерию (критериям) (за исключением аукциона);
5) подписать сформированный заказчиком соответствующий протокол (в том числе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что подразумевает признать победителя процедуры)
Внимание! Кодекс РФ об административных правонарушениях членов комиссий относит к должностным лицам. Статья 7.30 (части 2 и 6) Кодекса предусматривает административную ответственность членов комиссии за отклонение заявки участника (признание заявки не соответствующей требованиям) по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о контрактной системе, признание заявки надлежащей в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявки в виде административного штрафа в размере 1% НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (конкурс, аукцион) и 5% НМЦК, но не более 30 тыс. руб. при запросе котировок. Часть 7 указанной статьи устанавливает ответственность за признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе - административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.
Автор: Г.Б. Добрецов
Уважаемые наши слушатели и подписчики!
Если вы хотите профессионально работать в сфере Госзакупок, приобрести дополнительные навыки или повысить свою квалификацию - мы вас ждем на наших еженедельных практиках, которые проходят в рамках полноценного обучения с последующей выдачей диплома о профессиональной переподготовке или удостоверения о повышении квалификации.
С основными программами обучения вы можете ознакомиться здесь:
https://fado-dpo.ru/prof/upravlenie-zakupkami-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd-/
Все вопросы и цены на обучение уточняйте по тел. 8 (800) 551-52-41
Либо напишите Специалисту образовательного отдела:
Telegram https://t.me/FADO_Academy
WhatsApp https://wa.me/79151563985