Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Контрактный управляющий и его обязанности

Контрактный управляющий и его обязанности
14.04.2022

Контрактный управляющий - должностное лицо, ответственное за организацию закупочной деятельности заказчика: обеспечение закупок, осуществление закупок, приемку продукции. На такую должность может быть назначен сотрудник заказчика, имеющий высшее или дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) в сфере закупок.При этом ДПО проводится посредством реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации (ДПП ПК) от 16 до 250 часов, либо профессиональной переподготовки (ДПП ПП) свыше 250 часов, которые могут проходить лица, имеющие высшее или среднее-специальное образование. То есть формальное требование -  наличие высшего (любого) образование или СПО + ДПП ПК (минимального уровня 16 часов) - совершенно ясно не обеспечит реализации принципа профессионализма заказчика(статья 9 Закона), и ограничиться этим требованием к минимальному образовательному уровню контрактного управляющего явно будет недостаточно.      

На контрактного управляющего возлагаются полномочия по проведению всех или определенных закупок - в этом случае можно назначить нескольких контрактных управляющих и распределить закупки между ними. 

Законом предусмотрена возможность назначать контрактного управляющего как для проведения всех закупок, так и одной отдельной процедуры (ч. 2 ст. 38 Закона). Таким образом, заказчик самостоятельно определяет необходимое количество контрактных управляющих. Как вариант, может оказаться эффективным распределение закупок по видам товаров (работ, услуг) и назначение соответствующего контрактного управляющего с учетом наличия у него специальных знаний в соответствующей сфере (автомобили, компьютерная техника, строительство и т.п.).

1. В каких случаях назначение контрактного управляющего обязательно?

Назначьте контрактного управляющего в случае, если ваш совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) не превышает 100 млн. руб. и при этом принято решение не создавать контрактную службу.

Обратим внимание на то, что контрактный управляющий самостоятельно обеспечивает весь цикл закупки, от планирования до исполнения контракта, включая последующее взаимодействие с третьими лицами в случае спорных ситуаций. Поэтому, если объемы и специфика закупок заказчика предполагают распределение полномочий по планированию и проведению определения поставщика между различными должностными лицами, было бы целесообразно созданиеконтрактной службы.

2. Составьте приказ о назначении контрактного управляющего

Для того чтобы сотрудник приступил к исполнению функций контрактного управляющего, требуется издать приказ о соответствующем назначении. В приказе указать на характер работы контрактного управляющего - предстоит ли ему обеспечивать проведение всех закупок или он ответственен за конкретную процедуру либо отдельную сферу закупаемых товаров, работ или услуг.

3. Составить должностную инструкцию контрактного управляющего

Инструкция определит трудовые функции работника, его должностные обязанности, пределы ответственности, предъявляемые к нему квалификационные требования.

Закрепите в инструкции все функции и полномочия из ч. 4 ст. 38 Закона. Дополнительно можно опираться на нормы Типового положения о контрактной службе № 158н от 31.07.2020 и профстандарты «Специалист в сфере закупок и «Эксперт в сфере закупок», а также включать любые иные определенные характером закупок функции, не противоречащие перечисленным в ч. 4 ст. 38 Закона.

Ознакомьте сотрудника, назначаемого на должность контрактного управляющего, с должностной инструкцией под подпись.

Обратите внимание на то, что нет необходимости изменять штатное расписание. Работник, которого вы назначили контрактным управляющим, является таковым независимо от наименования должности (Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 N ОГ-Д28-2128).

4. Что входит в должностные обязанности контрактного управляющего?

Контрактный управляющий обеспечивает выполнение всех полномочий заказчика по законодательству о контрактной системе, если у того нет контрактной службы (ч. 24 ст. 38Закона). 

Так, предусмотренные законодательством функции и полномочия можно разделить поэтапно:

1) этап планирования закупок. (К ним можно отнести, в частности, организацию в случае необходимости на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; разработку и размещение в ЕИС плана-графика, подготовку изменений для внесения в план-график, размещение в ЕИС план-график и внесенные в него изменения);

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). (Подготовка необходимых для проведения закупки извещения и документов: обоснования НМЦК, описание объекта закупки, подготовка проекта контракта, других документов, их размещение в ЕИС; подготовка и сопровождение работы закупочной комиссии; оформлении и размещении в ЕИС протоколов комиссии, составленных в ходе закупки);

3) заключения контрактов по результатам конкурентных закупок и контрактов с единственным поставщиком.(Проверка предоставленного обеспечения исполнения контракта, рассмотрение протокола разногласий, направление информации для включения в реестр контрактов);

4) исполнения, изменения и расторжения контракта.(Контрактный управляющий, в частности: размещает необходимые документы в ЕИС, направляет сведения для включения в реестр контрактов, обеспечивает выплату аванса (если она предусмотрена в контракте), приемку результатов исполнения контракта);

5) а также иные полномочия, предусмотренные Законом44-ФЗ. (Например: направление обращения в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о включении информации об участнике закупки в РНП, если тот уклонился от заключения контракта, подготовку отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО, отчета о выполнении минимальной доли российских товаров, участие в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика).

Наша рекомендация к профессиональной переподготовки контрактного управляющего: каждый начинающий в сфере закупок специалист, а в особенности назначаемый на должность контрактного управляющего, должен пройти обучение по ДПП ПП (свыше 250 часов), и получить квалификацию «Специалист в сфере закупок», а затем периодически (ежегодно) повышать свою квалификацию по программам ПК от 120 до 200 часов

Целесообразно, чтобы работодатели периодически проверяли уровень квалификации своих специалистов в сфере закупок в соответствии с Законом о независимой оценке квалификации


Автор: Г.Б. Добрецов


Уважаемые наши слушатели и подписчики!

Если вы хотите профессионально работать в сфере Госзакупок, приобрести дополнительные навыки или повысить свою квалификацию - мы вас ждем на наших еженедельных практиках, которые проходят в рамках полноценного обучения с последующей выдачей диплома о профессиональной переподготовке или удостоверения о повышении квалификации. 

С основными программами обучения вы можете ознакомиться здесь:

https://fado-dpo.ru/prof/upravlenie-zakupkami-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd-/

Все вопросы и цены на обучение уточняйте по тел. 8 (800) 551-52-41

Либо напишите Специалисту образовательного отдела: 

Telegram https://t.me/FADO_Academy

WhatsApp https://wa.me/79151563985

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку