ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ И КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ (НОВЫЕ ШАГИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В ЗАКУПКАХ – ЗАКОН от 11.06.2022 № 160-ФЗ)
С 1 июля 2022 года нормы закона 44-ФЗ (далее – Закон)о личной заинтересованности и конфликте интересовпретерпели изменения, которые внесены законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ.
В статью 38 Закона включена обязанность принимать мерыдля недопущения конфликта интересов по правилам Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Эта обязанность касается:
- руководителя заказчика;
- руководителя контрактной службы;
- работников контрактной службы;
- контрактного управляющего.
Новая часть 7 статьи 38 Закона устанавливает, что руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – закон № 273-ФЗ), в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с частью 23 статьи 34 Закона. А названная часть предусматривает указание в контракте обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10%цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством РФ (1 млрд.руб. для федеральных и 100 млн. руб. – субъектовых и муниципальных нужд).
Личная заинтересованность в закупках – это когда должностное лицо заказчика (сотрудник контрактной службы, контрактный управляющий, член закупочной или приемочной комиссии) имеет возможность при исполнении должностных обязанностей получить материальную выгоду. Выгодой могут быть деньги, ценности, имущество для себя или для третьих лиц. Третьими лицами могут выступать, например, ближайшие родственники.
В новой редакции изложена часть 6 статьи 39 Закона:
Часть 6. Членами комиссии (речь идет о комиссии по осуществлению закупок – автор) не могут быть:
1) физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в конкурсе;
2) физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в Федеральном законе № 273-ФЗ;
3) физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
4) должностные лица органов контроля, указанных в части 1 статьи 99 Закона, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.
Введена в статью 39 Закона новая часть 10.
Часть 10. Члены комиссии (речь идет о комиссии по осуществлению закупок – автор) обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с частью 23 статьи 34 Закона.
В чем отличие личной заинтересованности от конфликта интересов? Личная заинтересованность – это то, из-за чего возникает конфликт интересов в закупках. Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность оказывает влияние на решения, должностного лица. Это, - как указано в ст. 10 закона № 273-ФЗ, - может причинить вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Таким образом, изменения, внесенные в Закон законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ, требуют от должностных лиц заказчиков конкретных действий в плане противодействия коррупции. Указанные изменения законодательства требуют, во-первых, безотлагательного внесения изменений в некоторые локальные акты заказчиков и, во-вторых, кропотливой работы по реализации антикоррупционных новелл.
Автор: Г.Б. Добрецов