Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

 —  —  — НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ УСЛОВИЯ ДОПУСКА И ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА. НУЖНО ЛИ СНИЖАТЬ ЦЕНУ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ, ЕСЛИ УЧАСТНИКИ НЕ ПРЕДСТАВИЛИ РЕЕСТРОВЫХ ЗАПИСЕЙ НА ТОВАР?

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ УСЛОВИЯ ДОПУСКА И ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА. НУЖНО ЛИ СНИЖАТЬ ЦЕНУ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ, ЕСЛИ УЧАСТНИКИ НЕ ПРЕДСТАВИЛИ РЕЕСТРОВЫХ ЗАПИСЕЙ НА ТОВАР?

21.11.2024

Продолжим рассмотрение вопросов правового регулирования совместного применения условий допуска и ограничений допуска. В закупках участники не представили реестровые записи на продукцию, поэтому возникли вопросы о применении ограничений и условий допуска.  

Случай 1. Проводится электронный аукцион. Установленыограничения допуска и условия допуска. На участие в закупке подано шесть заявок, все допущены. Один участник закупки предложил к поставке отечественный товар, но не приложил выписку. Остальные участники продекларировали страну происхождения товара как иностранного. Победила иностранная заявка. Снижать ли цену контракта на 15%? Да, отвечают эксперты, - нужно снизить цену на 15%. Контракт заключается по цене, сниженной на 15% от цены победителя, в отношении товаров из приложения № 1, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (п/п. «а» п. 1.3 приказа Минфина № 126н). Подтверждением страны происхождения товара является декларирование в заявке страны происхождения товара (п/п. 1.6 п. 1 приказа Минфина № 126н). В соответствии с письмом Минфина от 26.11.2021 № 24- 06-08/95806 механизм предоставления преимуществ по приказу № 126н применяется, если иностранная заявка не отклонена при применении механизма ограничения допуска и предусматривает декларирование участником закупки наименования страны происхождения товара. 

Участник с отечественным товаром продекларировал страну происхождения Россия, но в заявке не указал реестровую запись предлагаемого к поставке товара в реестре промышленной продукции. Комиссия УФАС отметила, что участником закупки предложен товар со страной происхождения Россия и что его заявка была признана комиссией Заказчика соответствующей требованиям извещения электронного аукциона, Заказчик правомерно применил к победителю требование п. 1.3 Приказан 126н о снижении цены контракта на 15%. (решение Крымского УФАС от 15.05.2023 по делу № 082/06/106-596/2023). 

Примечание: Судебная практика не всегда подтверждает позицию ФАС. Однако есть и другая практика. В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2023 по делу № А52-5204/2022 суды посчитали, что если приказ № 126н применяется сам по себе, достаточно декларирования. А если приказ № 126н применяется совместно с постановлениями по ограничению допуска, то декларирования недостаточно. Страну нужно подтвердить номером реестровой записи. 

Случай 2. Когда приказ № 126н не сработает. Заказчик проводил электронный аукцион. Установил преференции по приказу Минфина № 126н и ограничение допуска по постановлению Правительства № 878. Подано три отечественные заявки. Второй и третий участники предоставили реестровыеномера. 

В этом случае нужно отклонить первого участника, который не подтвердил соответствие ограничению допуска по постановлению № 878. Соответственно, заявка такого участника закупки приравнивается к заявкам, которые предлагают к поставке иностранный товар (п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ). Приказ Минфина № 126н не сработает. Так как есть минимум одна заявка, в которой участник закупки подтвердил страну происхождения товара по постановлению Правительства № 878.

Примечание: Положения подпунктов 1.1–1.3 п. 1 приказа № 126н не применяются, если все заявки участников закупки содержат предложение о поставке товара, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (п/п. «в» п. 2 приказа № 126н). В связи с этим у заказчика нет оснований для снижения цены контракта на 15% по правилам п/п.«а» п. 1.3 приказа № 126н. 

Случай 3. Заказчик проводил аукцион на поставку мониторов. В закупке установлены условия допуска по приказу Минфина от 04.06.2018 № 126н и ограничения допуска по постановлению Правительства (далее – ПП) РФ от 10.07.2019 № 878 (далее – ПП РФ № 878). 

Ни в одной из заявок участники не представили реестровые записи, поэтому комиссия заказчика ограничения допуска не применила.

В рассматриваемой закупке победил участник с импортной продукцией. Цену контракта заказчик снизил на 15%, поскольку в одной из заявок был задекларирован российский товар. Доводы о том, что заказчик не проверил сведения в спорной заявке, комиссия УФАС, рассматривая жалобу, отклонила.

Три судебных инстанции не усмотрели нарушений в действиях заказчика:

- режим условия допуска не обязывают подтверждать страну товара документами, достаточно декларирования. Ограничения допуска не действовали, поскольку никто не представил реестровые записи на продукцию;

- заказчик рассматривает заявку с учетом тех документов и сведений, которые в ней есть. Заявка с российской техникой не содержала данных об индивидуальных признаках товара, которые позволили бы проверить страну происхождения. Запрашивать дополнительные документы заказчик не мог;

- оснований отстранять участника с российской продукцией не было. Цена контракта с победителем заказчиком снижена верно.

С учетом установленного, суды обоснованно признали правильным вывод антимонопольного органа о том, что в рассматриваемо случае ПП РФ № 878 не подлежало применению, поскольку не соблюдено условие, предусмотренное данным постановлением.

Суды верно отметили, что информация о стране происхождения товара задекларирована участниками закупки в составе заявок, что соответствует п/п. «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, участники закупки не обязаны прикладывать документы и сведения, подтверждающие страну происхождения товара.

В соответствии с п/п. «а» п. 1.3 приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).

Правильно применяя данную норму права, суды обоснованно заключили, что антимонопольный орган правомерно применил к правоотношениям по заключению контракта в рассматриваемом случае, положения приказа № 126н, которые предусматривают для целей определения страны происхождения указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.

Суды обоснованно отметили, что комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявку в рамках тех сведений и документов, которые представлены участником закупки в составе заявки. При этом из состава «спорной» заявки не представляется возможным сделать вывод об индивидуализирующих признаках товара, в целях проверки информации на предмет страны происхождения. (Постановление АС Уральского округа от 21.11.2023 № Ф09-7689/23).

Верховный Суд РФ не стал пересматривать дело. (Определение ВС от 08.05.2024 № 309-ЭС24-1236). Отметим, в практике есть примеры с противоположной позицией.

Случай 4. Заказчик приобретал радиоэлектронное оборудование. В извещении установил ограничения и условия допуска. Ни один из участников не представил реестровые записи на свою продукцию. Победителем был признан участник, предложивший импортный товар. В соответствии с условиями допуска, цена контракта была снижена на 15%, так как одна из заявок содержала предложение о российской продукции.

Однако УФАС, а также суд первой и кассационной инстанции посчитали, что снижение цены было незаконным по следующим причинам:

- участник, предложивший российский товар, не подтвердил страну происхождения своей продукции в соответствии с установленными правилами. Простое декларирование товара как российского не является доказательством его отечественного происхождения;

- все заявки должны были рассматриваться как иностранные, следовательно, не было оснований для снижения цены контракта.

(Постановление АС Восточно -- Сибирского округа от 07.03.2024 № Ф02-656/2024 по делу № А19-11433/2023

Случай 5. Заказчик проводил электронный аукцион. Установлены ограничения по ПП РФ от 30.04.2020 № 617 и приоритет по приказу Минфина № 126н. В описании объекта закупки шесть позиций с кодом ОКПД2 32.4. Подано 10 заявок. Все 10 участников декларируют страну происхождения РФ. Но один из участников прикладывает реестровые записи на 4 товара из 6, а еще один участник прикладывает реестровые записи на 2 товара из 6. Как рассматривать заявки – задает вопрос заказчик?

Ответ экспертов: допустить заявки всех 10 участников. Для того чтобы ограничение допуска по ПП РФ № 617 сработало, необходимо, чтобы участник закупки подтвердил страну происхождения товара к каждой из шести закупаемой позиции товара. Так как этого не сделано, то в рамках ПП РФ № 617 все заявки приравниваются к иностранным. При этом из-за отсутствия заявки, которая соответствует ограничению допуска по ПП РФ № 617, заказчику необходимо применить условия допуска по приказу Минфина № 126н. 

Условия допуска также не срабатывают, так как все участники закупки предлагают к поставке товары из России. Контракт заключается по цене победителя закупки.

Использованы материалы СПС «Гарант», «КонсультантПлюс», сайта  gkgz.ru, Журнал Госзаказ в вопросах и ответах №11, ноябрь 2024 год

Автор: Г.Б. Добрецов

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку