Национальный режим закупок: совместное применение ограничений допуска и условий допуска
Национальный режим закупок применяет такие инструменты, как запрет на закупки, ограничения допуска, условия допуска и квотирование. При закупке отдельных товаров заказчик сталкивается с тем, что национальный режим закупок регулируется несколькими нормативными правовыми актами (далее – НПА), и у него возникает вопрос, как применить порой противоречивые требования законодательства, как сочетать, к примеру, ограничения допуска и условий допуска.
Ограничения допуска. В целях развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей НПА Правительства РФ устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Закон 44-ФЗ, далее – Закон, ст. 14, ч. 3).
Ограничения допуска установлены постановлениями Правительства (далее – ПП) РФ:
- от 05.02.2015 № 102 (медизделия) http://ivo.garant.ru/#/document/70861952
- 30.11.2015 № 1289 (лекарственные средства) http://ivo.garant.ru/#/document/71264810
- 22.08.2016 № 832 (продукты пищевые) http://ivo.garant.ru/#/document/71475172
- 10.07.2019 № 878 (радиоэлектроника) http://ivo.garant.ru/#/document/72301838
- 30.04.2020 № 617 (промтовары) http://ivo.garant.ru/#/document/73979683
Условия допуска. Минфин РФ по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет на допуск для закупок (Закон, ст. 14, ч. 3). Такие условия допуска товаров установлены приказом Минфина от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н). Товары по перечню. http://ivo.garant.ru/#/document/72087974/paragraph/1:1
Внимание!
1. Приказ № 126н подлежит применению при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (Приказ № 126н, п. 4).
2. Приказ № 126н на работы и услуги не распространяется.
Четыре шага совместного применения норм ограничений допуска и условий допуска
Шаг 1. Сформировать объект закупки. При формировании объекта закупки (перечня продукции) следует учитывать, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях к Приказу № 126н и не указанные в них (Приказ № 126н, п. 3). При этом объект закупки может включать в себя товары из перечня Приказа № 126н и товары из перечней НПА, устанавливающих ограничения допуска.
Шаг 2. Включить в извещение информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС) и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14Закона (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 15).
Шаг. 3. Рассмотреть заявки, и в соответствии с требованиями НПА по ограничению допуска допустить / отклонить заявки с иностранными товарами.
3.1. Пищевые продукты. Товары из перечня ПП РФ № 832. Если поступило две и более заявки с товаром из Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) разных производителей, отклонить заявки с иностранным товаром (ПП № 832, п. 2).
3.2 Радиоэлектроника. Товары из перечня ПП РФ № 878 (кроме: 27.40.39.110, 27.40.99).
Если поступила одна и более заявок с отечественной продукцией и продукцией из ЕАЭС из реестров, отклонить все предложения с иностранными товарами (ПП № 878, п.3).
3.3. Медизделия. Товары из перечня ПП № 102. Если поступило две и более заявки с товаром из ЕАЭС разных производителей, отклонить заявки с иностранным товаром (ПП № 102, п. 2).
3.4. Промтовары. Товары из перечня ПП № 617 кроме: 32.99.11.199. Если поступила одна и более заявок с товарами из ЕАЭС, отклонить заявки с иностранным товаром (ПП № 617, п. 2).
Шаг 4. Применить условия допуска (приказ № 126н).
Внимание!
Условия допуска применяются при условии, если заявки с иностранным товаром не отклонены.
Пример из судебной практики. Фабула дела. Заказчик проводил электронный аукцион на закупку товара с кодом ОКПД2 26.20.40.140, который включен в две перечня: ПП № 878 и в Приказ №126н.
В извещении заказчик руководствовался Постановлением №878 и предусмотрел порядок подтверждения происхождения товара.
Внимание!
Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции (далее – РЭП) является наличие сведений о такой продукции в российском реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов ЕАЭС (далее - евразийский реестр промтоваров).
Подтверждением соответствия РЭП первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промтоваров сведений о 1-ом уровне РЭП (п. 3.2).
Для подтверждения соответствия РЭП требованиям, предусмотренным вышеуказанным п. 3.2, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня РЭП - также сведения о первом уровне РЭП.
Исключение – принятая на вооружение военная техника и поставка образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1» (ПП № 878, п. 3.3).
(ПП № 878 в ред. ПП № 878 от 20.04.2023)
Участники закупки ограничились только декларированием в составе заявки страны происхождения продукции, как это предусмотрено приказом № 126н. Заказчик признал такие заявки не соответствующими извещению.
Один из них оспорил решение заказчика. Антимонопольный орган признал в действиях заказчика нарушение пп. «а» п. 1 ч.5 ст.49 Закона и передал материалы для возбуждении дела об административном правонарушении.
Заказчик обжаловал решение ФАС в суде.
Суды первой и апелляционной инстанции согласились с позицией ФАС, указав, что включение продукции в реестр отечественных товаров – дело добровольное. Отсутствие товара в таком реестре само по себе не опровергает его российское происхождение.
Участник задекларировал страну производства РФ. В отсутствие иных документов, подтверждающих страну происхождения, условие об отклонении заявок (п. 3 Постановления № 878) не применяется. В такой ситуации следовало руководствоваться Приказом №126, по которому достаточно указать страну в составе заявки, что участник и сделал.
Кассационная инстанция с таким подходом не согласилась. Обоснование:
заказчик в извещении указал требование о необходимости подтверждения происхождения товара путем предъявления документов, предусмотренных ПП № 878. Данные требования установлены в отношении всех участников закупки;
при рассмотрении заявок заказчик руководствовался извещением и п. 1 ч. 12 ст.48 Закона. Поскольку документы, предусмотренные извещением, участник не представил, его заявка была отклонена обоснованно.
Кассация отменила акты нижестоящих судов и признала решение ФАС незаконным.
(Постановление АС Московского округа от 04.10.2023 № Ф05-20630/2023 по делу № А40-251242/2022)
Использованы материалы ЭС «Госзаказ», СПС «Гарант», «КонсультантПлюс», сайта Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: