НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ: СОЧЕТАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ДОПУСКА И УСЛОВИЙ ДОПУСКА
Национальный режим применяет такие инструменты, как: запрет на закупки, ограничения допуска, условия допуска и квотирование. При закупке отдельных товаров, например, цемент, код ОКПД2 23.51 заказчик сталкивается с тем, что национальный режим закупок регулируется несколькими нормативными правовыми актами (далее – НПА), и у него возникает вопрос, как применить порой противоречивые требования законодательства, как сочетать, к примеру, ограничения допуска и условий допуска.
Ограничения допуска. В целях развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей НПАПравительства РФ устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Закон 44-ФЗ, ст. 14, ч. 3).
Ограничения допуска установлены постановлениямиПравительства (далее – ПП) РФ.
ПП РФ от 05.02.2015 № 102. Медизделияhttp://ivo.garant.ru/#/document/70861952
ПП РФ от 30.11.2015 № 1289. Лекарственные средстваhttp://ivo.garant.ru/#/document/71264810
ПП РФ от 22.08.2016 № 832. Продукты пищевыеhttp://ivo.garant.ru/#/document/71475172
ПП РФ от 10.07.2019 № 878. Радиоэлектроникаhttp://ivo.garant.ru/#/document/72301838
ПП РФ от 30.04.2020 № 617. Промышленные товары http://ivo.garant.ru/#/document/73979683
Условия допуска. Минфин РФ по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет на допуск для закупок (Закон, ст. 14, ч. 3).
Такие условия допуска товаров установлены приказом Минфина
от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н). Товары по перечню. http://ivo.garant.ru/#/document/72087974/paragraph/1:1
Внимание!
1. Приказ № 126н подлежит применению при проведении конкурентных способов определения поставщиков(подрядчиков, исполнителей) (Приказ № 126н, п. 4).
2. Приказ № 126н на работы и услуги не распространяется.
Четыре шага совместного применения норм ограничений допуска и условий допуска.
Шаг 1. Сформировать объект закупки. При формировании объекта закупки (перечня продукции) следует учитывать, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях к Приказу № 126н и не указанные в них (Приказ № 126н, п. 3). При этом объект закупки может включать в себя товары из перечня Приказа № 126н и товары из перечней НПА, устанавливающих ограничения допуска.
Шаг 2. Включить в извещение информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС) и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в случае, если такие условия, запреты и ограниченияустановлены в соответствии со ст. 14 Закона (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 15).
Шаг. 3. Рассмотреть заявки, и в соответствии с требованиями НПА по ограничению допуска допустить / отклонить заявки с иностранными товарами.
3.1. Пищевые продукты. Товары из перечня ПП РФ № 832.Если поступило две и более заявки с товаром из Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики (далее - ЕАЭС, ДНР, ЛНР) разных производителей, отклонить заявки с иностранным товаром (ПП № 832, п. 2).
3.2 Радиоэлектроника. Товары из перечня ПП РФ № 878(кроме: 27.40.39.110, 27.40.99).
Если поступила одна и более заявок с отечественной продукцией и продукцией из ЕАЭС из реестров, отклонить все предложения с иностранными товарами (ПП № 878, п.3).
3.3. Медизделия. Товары из перечня ПП № 102. Если поступило две и более заявки с товаром из ЕАЭС, ЛНР и ДНР разных производителей, отклонить заявки с иностранным товаром (ПП № 102, п. 2).
3.4. Промтовары. Товары из перечня ПП № 617 кроме: 32.99.11.199. Если поступило две и более заявок с товарами из ЕАЭС, ЛНР и ДНР разных производителей, отклонить заявки с иностранным товаром (ПП № 617, п. 2)
Шаг 4. Применить условия допуска, если заявки с иностранным товаром не отклонены.
При проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях к Приказу, и происходящих исключительно из государств - членов ЕАЭС, ДНР, ЛНР осуществляются с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15%-го коэффициента в отношении товаров изприложения № 1, понижающего 20%-го коэффициента в отношении товаров из приложения № 2 и закупаемых при реализации нацпроектов (программ). Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем (ПП № 126н, п. 1.2).
При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15% в отношении товаров из приложения№ 1, сниженной на 20% в отношении товаров из приложения № 2 и закупаемых при реализации нацпроектов (программ), от предложенной победителем в случае, если заявка победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов ЕАЭС, ДНР, ЛНР);
б) предложенной победителем в случае, если заявка победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов ЕАЭС, ДНР, ЛНР (ПП № 126н, п. 1.3).
Какими документами участники подтверждают страну происхождения товара, мы рассмотрим в следующий раз.
Автор: Г.Б. Добрецов