Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

 —  —  — НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЗАКУПКИ И ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: Отличие в законах № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Как обеспечить минимальную долю закупки российских товаров по закону № 223-ФЗ.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЗАКУПКИ И ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: Отличие в законах № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Как обеспечить минимальную долю закупки российских товаров по закону № 223-ФЗ.

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
08.05.2024

Как обеспечить минимальную долю закупки российских товаров по закону № 223-ФЗ.


otfe10v9cizjau7wlisa4r9vbfddi7md.png


Законами № 44-ФЗ (далее – Закон) и № 223-ФЗ установлены национальные режимы закупок и преференции для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческими организаций, а также субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – соответственно СМП, СО НКО, СМСП). 

1. Национальные режимы в закупках по закону 44-ФЗ и закону № 223-ФЗ

В указанных режимах по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ имеются существенные различия (см. табл. №1)

Табл. № 1

Особенности национальных режимов по Закону № 44-ФЗ и закону № 223-ФЗ

№№

Название режима и нормативный правовой акт

44-ФЗ 

223-ФЗ

1

Условия допуска, приказ Минфина № 126н 

Приоритет российских товаров, ПП РФ № 925

2

Ограничение допуска, ПП РФ № 617 и др.

Нет

3

Запрет допуска, ПП РФ № 616

Нет

4

Минимальная доля закупок российских товаров, ПП РФ № 2014

Минимальная доля закупок российских товаров, ПП РФ № 2013




При закупках по Закону № 223-ФЗ в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 постановлениями Правительство (далее – ПП) РФ № 925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» а также № 2013 от 03.12.2020 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» установлены приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения и минимальная обязательная доля закупки отечественных товаров.


Примечание: Приоритет и обязательная доля применяется в равной степени к:

1) товарам российского происхождения и товарам иностранного происхождения государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза;

2) работам / услугам, выполняемым / оказываемым российскими лицами, и работам / услугам, выполняемым / оказываемым иностранными лицами государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза (письма ФАС России от 22.11.2019 № ИА/102692/19, Минфина России от 06.11.2019 № 24-03-07/85221, Минэкономразвития России от 10.04.2017 № ОГ-Д28-4261). 


2. Преференции для субъектов предпринимательства по Закону № 44-ФЗ и закону № 223-ФЗ

Преимущество по закону № 223-ФЗ предоставляется также субъектам малого и среднего предпринимательства. Оно заключается в том, что некоторые заказчики обязаны провести часть своих закупок среди СМСП. Преимущество имеют и самозанятые (кроме ИП) - физлица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Они могут принимать участие в закупках, проводимых среди СМСП. Преференции для субъектов предпринимательства в закупках по закону № 44-ФЗ и 223-ФЗ также существенно отличаются (см. табл. 2).

Табл. № 2

Различия преференций субъектам предпринимательств по Закону № 44-ФЗ и закону № 223-ФЗ

Преференции (для каких субъектов)

44-ФЗ 

223-ФЗ

СМП / СО НКО

СМСП



3. Приоритет в отношении товаров, работ, услуг российского происхождения (закон № 223-ФЗ)


Преимущество предоставляется при проведении конкурентных закупок. По общему правилу это 15% от цены, предложенной участником. Исключение - закупка радиоэлектронной продукции (далее -РЭП), интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (например, систем учета электрической энергии (мощности)) и (или) ПО, являющегося компонентом таких систем. В этом случае преимущество предоставляется в размере 30% (п. п. 2, 2(1), 3, 3(1), 4, 4(1) ПП РФ №  925). 


Важно!

Следует учесть, что ПП РФ № 925 необходимо применять в случаях, которые не противоречат положениям Договора о ЕАЭС и ГАТТ 1994 (Письмо Минфина России от 23.01.2020 N 24-03-08/3829). 


Страна происхождения товара определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник представил в своей заявке. Для этих целей заказчик включает в документы закупки требование об указании участником в заявке наименования страны происхождения товара. При этом не требует подтверждающих документов, достаточно того, что участник укажет в заявке. Принадлежность участника к стране следует определять на основании документа о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо на основании документа, удостоверяющего личность, если участник закупки - физическое лицо (п. 5 ПП РФ № 925). 

Механизм предоставления преференций различается в зависимости от способа и предмета закупки. 

3.1. Преимущества при проведении аукциона или иной закупки, где участники пошагово снижают цену. 

При заключении договора цена победителя снижается (п. п. 3, 3(1) ПП РФ № 925): 

- на 30%, если закупаются РЭП, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (например, системы учета электрической энергии (мощности)) из реестра и (или) являющееся компонентом указанных систем ПО из единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных, и победитель предложил товары, отсутствующие в таких реестрах; 

- на 15%, если закупаются иные товары (работы, услуги) и победитель предложил иностранные товары. 

Если цена снижена до нуля и торги прошли на право заключить договор, то победитель, предложивший иностранный товар (предложивший выполнить работу, оказать услугу с привлечением иностранных лиц) или отсутствующие в реестрах РЭП, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (например, системы учета электрической энергии (мощности)) и (или) ПО, являющееся компонентом указанных систем, заплатит больше на 15% или 30% соответственно, чем он предложит (п. п. 4, 4(1) ПП РФ № 925). 

3.2. Преимущества при проведении конкурса или иной закупки, где победитель выбирается по критериям оценки заявок либо им признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора. 

Цена участника, предложившего отечественные товары (работы, услуги), снижается для оценки и сопоставления заявок (п. п. 2, 2(1) ПП РФ № 925): 

- на 30%, если закупаются РЭП, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (например, системы учета электрической энергии (мощности)) из реестра и (или) являющееся компонентом указанных систем ПО, включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и победитель предложил товары, содержащиеся в таких реестрах; 

- на 15%, если закупаются иные товары (работы, услуги) и победитель предложил товар российского происхождения. 

Договор по результатам таких закупок заключается по цене, предложенной победителем. 

Указанные правила не применяются в следующих ситуациях (п. 6 ПП РФ № 925): 

- закупка не состоялась и подана только одна заявка; 

- все заявки содержат предложение к поставке только российской продукции; 

- все заявки содержат предложение к поставке только иностранной продукции; 

- заявка участника конкурса или иной закупки, где победитель выбирается по критериям оценки заявок либо им признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержит предложения поставить российскую и иностранную продукцию, и доля последней в стоимостном выражении ≥ 50%;

- заявка участника аукциона или иной закупки, где участники пошагово снижают цену, содержит предложения поставить российскую и иностранную продукцию, и доля последней в стоимостном выражении равна или не превышает 50%. 

Для предоставления приоритета заказчик включает в документацию о проведении закупки в полном объеме сведения, перечисленные в п. 5 ПП РФ № 925. 


Внимание!

В ходе исполнения договора нельзя менять страну происхождения товара. Исключение: случай, когда иностранный товар меняется на товар из стран ЕАЭС, при этом характеристики новых товаров качественно не хуже товаров, изначально указанных в договоре (пп. «и» п. 5 ПП № 925). 


Следует учесть, что положения п. п. 5, 6 ПП РФ № 925 распространяются и на закупки товаров из реестра (Письмо Минфина России от 06.11.2019 N 24-03-07/85221). 


4. Минимальная доля закупок российских товаров по закону № 223-ФЗ и как ее обеспечить


Правительство РФ установило минимальную долю закупок товаров российского происхождения. Она определяется в процентах от объема закупок товаров (в том числе поставляемых при закупках работ и услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году (п. 1 ПП РФ № 2013). 

Товарами российского происхождения признаются товары, включенные в один из следующих реестров (п. 2 ПП РФ № 2013): 

реестр российской промышленной продукции (https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/), предусмотренный  ПП РФ от 30.04.2020 № 616; 

единый реестр российской РЭП (https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/rep (новый реестр), https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products), предусмотренный ПП РФ от 10.07.2019 № 878; 

евразийский реестр промышленных товаров (https://erpt.eecommission.org/), порядок формирования и ведения которого устанавливается правом ЕАЭС. 

При расчете квоты следует учесть, что минимальной долей закупок российских товаров по определенному коду ОКПД2 является минимальное допустимое отношение их стоимости в отчетном году к общей стоимости товаров по данному коду ОКПД2, поставленных в этом году (Письмо Минфина России от 15.01.2021 N 24-03-07/1390). 


Минимальная доля закупок российских товаров является обязательной. При формировании положения о закупке заказчики должны учитывать необходимость ее достижения, в т. ч. путем проведения конкурентных и неконкурентных закупок (Письмо Минфина РФ от 15.01.2021 № 24-03-07/1390). 

По мнению Минпромторга России (письмо от 28.05.2021 № 43917/12), для достижения минимальной доли закупок российских товаров заказчикам следует предоставить приоритет в порядке, предусмотренном положением о закупке. Кроме того, в документации о закупке в этом случае надо установить требование о том, что участник представляет в заявке информацию о нахождении товара в одном из указанных реестров

Ответственность за несоблюдение названных квот, порядок соответствующих контроля и отчетности пока не установлены. 


Примечание: Заказчикам рекомендуется предусмотреть в положении о закупке особенности проведения закупок, направленных на достижение минимальной доли.


Внимание!

Для российских товаров установлен лишь приоритет над иностранными - запрещать или ограничивать допуск иностранных товаров нельзя. 



Важно!

Фактический объем закупок определяется по заключенным договорам, а по договорам со сроком исполнения больше одного года - по объему оплаты в текущем году (п. 6(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках). 


Использованы материалы СПС КонсультантПлюс.


Автор: Г.Б. Добрецов



 




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку