Национальный режим закупок: новости и актуальные вопросы правоприменения
Определен порядок выдачи ТПП России документов, подтверждающих страну происхождения товаров для целей госзакупок на территории государств-членов ЕАЭС
ТПП России утвердила Положение о порядке выдачи документов, подтверждающих страну происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок на территории государств-членов Евразийского экономического союза (далее - Положение). Положение, в частности, определяет условия и особенности выдачи сертификатов СТ-1, в том числе содержит перечень и порядок предоставления в уполномоченную ТПП документов, необходимых для получения указанного сертификата, порядок оформления сертификата.
Также утверждены формы документов, оформляемых в целях выдачи сертификата СТ-1.
Кроме этого, Положением определен порядок выдачи ТПП России актов экспертизы, подтверждающих выполнение при производстве промышленного товара условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из РФ или других государств-членов ЕАЭС.
В предыдущих статьях автором указывалось, что наличие сертификата СТ-1 является основанием для выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ в соответствии с постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», на основании которого информация о продукции вносится в реестр российской промышленной продукции, предусмотренный ПП РФ от 30.04.2020 № 616.
Акт экспертизы действует в течение 2 лет с даты выдачи, а сертификат СТ-1 - в течение года.
(Приказ ТПП России от 14.09.2023 г. № 61)
2. Установлены условия и особенности выдачиуполномоченными ТПП актов экспертизы и сертификатов СТ-1 о происхождении товара
Приказом ТПП РФ утверждено Положение о порядке проведения экспертизы по определению страны происхождения товара для оформления сертификатов о происхождении товара. Определены в том числе документы, необходимые для их получения, порядок их представления заявителем, порядок принятия и рассмотрения уполномоченной ТПП, порядок проведения выездной проверки, оформления акта экспертизы и сертификата СТ-1.
Изменилась форма заявления на проведение экспертизы происхождения и перечень обязательных документов.
(Приказ ТПП РФ от 14.07.2023 г. № 49)
3. Разъяснены особенности рассмотрения заявок участников в целях обеспечения реализации требований ПП616 и N 617
Специалисты Минпромторга России отметили, что информация из каталога Государственная информационная система промышленности (ГИСП, https://gisp.gov.ru/goods/#/) может содержать отличную информацию от той, которая внесена в реестр российской промышленной продукции (https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/), и носить ознакомительный характер.
Поэтому заказчику не следует отклонять реестровую запись участника, представившего ее на промышленную продукцию, в случае, если она соответствует положениям национального режима в рамках Закона № 44-ФЗ, но при этом в каталоге ГИСП на указанную продукцию не содержится исчерпывающей информации, требуемой для удовлетворения положениям извещения.
Дополнительно отмечается, что комиссия самостоятельно принимает решение о соответствии товара, руководствуясь общими нормами Закона, а также осуществляет проверку соответствующих реестровых записей из реестра, в частности, на предмет соответствия страны происхождения товара и требованиям действующего законодательства.
(Письмо Минпромторга России от 04.10.2023 № 106238/12)
4. Вносятся изменения в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из государств ЕАЭС (Приложение № 1 к Правилам определения страны происхождения товаров для госзакупок, утв. Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105).
В частности, добавлены:
-новые разделы: «Тяжелое машиностроение», «Приборы для измерения»;
- позиции товаров в разделах: «Специальное машиностроение», «Химическая и нефтегазохимическая промышленность».
(Решение Совета ЕЭК от 27.09.2023 № 102. Вступает в силу 09.11.2023)
5. Вопрос по применению национального режима.
Проводится аукцион на поставку мониторов. Поступили заявки с товаром из Беларуси, Китая и РФ. Как правильно рассмотреть заявки, и есть ли у кого-то из участников преимущества и преференции?
Ответ эксперта:
При закупке радиоэлектронной продукции (далее – РЭП)из перечня ПП РФ № 878
http://ivo.garant.ru/#/document/72301838 заказчик отклоняет все иностранные заявки по правилу «второй лишний» - если подана хотя бы одна удовлетворяющая требованиям извещения заявка с товаром, произведенным в ЕАЭС (п. 3 ПП РФ № 878). Для подтверждения страны происхождения РЭП, участнику необходимо предоставить сведения из реестра РЭП или евразийского реестра промтоваров государств — членов ЕАЭС (п. 3 (2) постановления № 878). Участник должен продекларировать в заявке номер реестровой записи из реестра российской РЭП или евразийского реестра промтоваров. Особый механизм ограничений установлен для РЭП, предусмотренной пунктами 5, 7–9, 13 перечня ПП РФ № 878.
Исходя из содержания вопроса можно сделать вывод, что заказчик закупает мониторы по пункту 11 перечня ПП РФ № 878 «26.20.17 Мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных».
Таким образом, действует обычный порядок применения ПП РФ № 878: «второй лишний» - если один или более из участников предложил в составе заявки товар из России (ЕАЭС)и указал в заявке номер реестровой записи из реестра российской РЭП или евразийского реестра промтоваров, то все остальные заявки отклоняются комиссией.
Использованы материалы СПС «Гарант», «КонсультантПлюс», сайта Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: