НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЗАКУПОКИ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЯ, 44-ФЗ и 223-ФЗ: НОВЕЛЛЫ 2025 г. (Часть 1)
Вопрос 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА
Национальный режим закупок – это система мер, включающая в себя правила, предусматривающие запрет, ограничение допуска закупок иностранной продукции, применение преимуществ для отечественных товаров и установление минимальной квоты закупки отечественной продукции, применяемые в контрактной системе и в корпоративных закупках (закон 223-ФЗ), для создания наиболее благоприятных условий поставщикам товаров, произведенных в РФ и на территории государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также исполнителям услуг, работ из числа лиц, зарегистрированных в этих странах.
Страна происхождения товара – страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке. При этом страной происхождения могут быть группы стран, таможенные союзы, регионы или часть страны. (ч. 1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза). Подтверждением страны товара (кроме пищевых продуктов) станет номер записи из реестра российской промпродукции, евразийского реестра промтоваров.
ЕАЭС – Евроазиатский экономический союз (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения). Продукция, производимая в странах ЕАЭС, в целях национального режима приравнивается к российской и условна называется отечественной.
Ключевые положения изменений национального режима 2025 года, установленные Федеральным законом от 08.08.2024 г. № 318-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875:
- установлен единый порядок предоставления преимуществ отечественным товарам - применение 15% преференции в отношении предложений отечественных товаров;
- в режиме «ограничение допуска» при наличии предложения о поставке отечественной продукции установлен единый механизм «второй лишний» (при наличии в конкурентной закупке заявки на поставку отечественной продукции, удовлетворяющей всем требованиям извещения, вторая заявка, предлагающая поставку иностранных товаров, работ, услуг - считается лишней и отклоняется);
- установлены требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе форма отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, со сроком предоставления до 01.02. следующего года.
Примечание: однако, постановлением Правительства (далее – ПП)№ 1875 минимальная доля закупки установлена только для отдельныхзаказчиков по Закону № 223-ФЗ из числа хозяйственных обществ. В числе исключений – общества из сводного реестра организаций ОПК.
Таким образом, национальный режим включает: запрет закупки иностранной продукции, ограничения допуска иностранной продукции, преимущества для закупки отечественных товаров.
Утратили силу с 01.01.2025 нормативные правовые акты (далее – НПА), регулировавшие национальный режим закупок: ПП РФ №№ 102, 832, 925, 616, 617, 2013, 2014 и др., приказ Минфина РФ №126н.
В результате указанных изменений национальный режим,установленный в соответствии с Законом № 223-ФЗ, приравнен к национальному режиму контрактной системы, Закон № 44-ФЗ.
Информация о запрете или об ограничении закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) в отношении товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемой работы, услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки указывается в извещении о закупке (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 15).
Участник конкурентной закупки в заявке указывает наименование страны происхождения товара, а также информацию и документы, определенные в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запрет, ограничение, преимущество).
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Закон, ст. 43, ч. 1, п. 2 «б», п. 5) с последующим решением закупочной комиссии: допустить или отклонить заявку.
13
Вопрос 2. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮШИЕ СТРАНУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА
Предмет закупки |
Подтверждает |
Подтверждающие документ |
Примечание |
Пункт ПП 1875 |
Товары, указанные в поз. 1 - 145 прил.№ 1 к ПП № 1875 (запрет закупок),
поз. 1 - 433 прил.№ 2 к ПП № 1875 (ограничение закупок),
прил. № 3 к ПП № 1875 (минимальная доля российских товаров) |
происхождение товара из РФ |
номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (далее – РРПП), предусмотренного ст. 17.1 ФЗ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ» |
содержащей в том числе: информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное ПП № 719 для целей осуществления закупок; информацию об уровне радиоэлектронной продукции (далее – РЭП) (для товара, являющегося РЭП, для которой ПП №719 предусмотрено отнесение к РЭП 1 или 2 уровня). |
П. 3 «а» |
|
происхождение товара из ЕАЭС кроме РФ |
номер реестровой записи из евразийского реестра промтоваров государств - членов ЕАЭС, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом ЕАЭС |
содержащей в том числе: информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории ЕАЭС соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара правом ЕАЭС за выполнение (освоение) на территории ЕАЭС соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), величина которого составляет или превышает значение, определенное правом ЕАЭС; информацию об уровне РЭП (для товара, являющегося РЭП, для которой правом ЕАЭС предусмотрено отнесение к РЭП 1 или 2 уровня). |
П. 3 «б» |
Лекарственныепрепараты(далее – ЛП) |
осуществлениевсех стадий производства(в т.ч. синтезамолекулы действующе-го вещества при производстве фарм. субстанций) на территориях ЕАЭС в целях п/п. «у» и «ф» п. 4 ПП РФ № 1875 |
в дополнение к информации и документам, предусмотренным ПП № 1875 - документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории ЕАЭС (в т.ч. о стадиях производства молекулы действующего вещества фарм. субстанции), выданный Минпромторгом РФ в установленном им порядке. |
Пункт 4 «у». В случае осуществления в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ закупкиЛП, указанных в поз.433 прил. № 2 к ПП 1875, не включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утвержденный РП РФ от 06.07.2010 № 1141-р, в отношении заявки, содержащей предложение о поставке таких ЛП только российского происхождения, помимо предусмотренного п. 1 ПП 1875 ограничения, также применяется предусмотренное п. 1 преимущество, при котором для цели такого преимущества заявка, в которой содержится предложение о поставке такого ЛП, происходящего из государств - членов ЕАЭС, в т.ч. из РФ, но не все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фарм. субстанций) осуществляются в ЕАЭС, приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, если на участие в такой закупке подана заявка, признанная по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным требованиям и содержащая предложение о поставке ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фарм. субстанций) осуществляются в ЕАЭС; Подпункт 4 «ф» вступает в силу с 01.09.2025. |
П. 3 «в» |
Программы для ЭВМ и (или) базы данных (далее - ПО),указанные в поз.146 приложения № 1 к ПП 1875 |
происхождениеПО из РФ |
порядковый номер реестровой записи из единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных(далее - реестр российского ПО) |
|
П. 3 «г» |
|
происхождениеПО из ЕАЭС кроме РФ |
порядковый номер реестровой записи из единого реестра программ для ЭВМ и баз данных из государств - членов ЕАЭС, за исключением РФ (реестр евразийского ПО) |
|
П 3 «е» |
ПО, указанные в поз. 146 прил. № 1, |
происхождениеПО из РФ |
порядковый номер реестровой записи из реестра российского ПО, содержащей информацию о соответствии ПО доптребованиям к ПО |
Сведения о ПО включены в реестр российского ПО, утв. ПП РФ от 23.03.2017 № 325 Об утверждении доп. требований к ПО, сведения о которых включены в реестр российского ПО и требуется подтверждение его соответствия доптребованиям к ПО |
П 3 «д» |
|
происхождениеПО из ЕАЭС кроме РФ |
порядковый номер реестровой записи из реестра евразийского ПО, содержащей информацию о соответствии ПО доптребованиям к ПО |
|
П 3 «ж» |
Товары, не указанные в поз.1 - 146 прил. № 1, поз. 1 - 433 прил. № 2; |
происхождениетовара из РФ |
указание в заявке наименования страны происхождения |
Если закупка проводится по 44-ФЗ. Указание страны происхождения в соответствии с п/п «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ |
П 3 «з» |
Другие товары,при закупке которых установленыиные подтверждающие информация и документы |
происхождениетовара из ЕАЭС |
|
|
|
Товары, не относящиеся к товарам, указанным в поз.1 - 146 прил. № 1, поз. 1 - 433 прил. № 2 |
|
в дополнение к информации п/п «з» п. 3 ПП 1875 - документы, предусмотренные извещением,приглашением принять участие в определении поставщика, условиями контракта и подлежащие представлению заказчику при поставке товара (в т.ч. при выполнении работ, услуг) |
при осуществлении закупок в рамках ГОЗ для выполнения мероприятий государственных программ РФ, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках ГОЗ при осуществлении закупок вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1",
|
П 3 «и» |
13
Вопрос 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА
(Установлены п. 4 ПП № 1875)
Правило 1. Продукция ЕАЭС в целях национального режима приравнена к российской (п/п «а»).
Правило 2. Преимущество для российского товара действует, если объект (предмет) закупки содержит хотя бы 1 товар, на который не распространяется запрет или ограничение (п. 4 «б»)
Правило 3. Допускается включать в один объект (предмет) закупки товары, работы, услуги, как указанные в перечне № 1 и перечне № 2, так и не указанные в таких приложениях. При этом к товарам, работам, услугам, включенным в соответствующие перечни,применяются запрет и ограничение, а к товарам – преимущество. (п. 4 «в»).
Правило 4. Отдельные товары, указанные и не указанные в позициях приложения № 2 (за исключением закупки у единственного поставщика) не могут быть включены в один лот (позиции указаны в п. 4 «г») (п. 4 «г»).
Правило 5. Позиции перечней 1 и 2 применяются, если товар, работа, услуга совпадают по наименованию и коду ОКПД 2, а для медизделий требуется еще и включение указанной позиции в номенклатурный классификатор медицинских изделий, утвержденный Минздравом РФ (п. 4 «д»).
Правило 6. Позиция приложения № 3 применяется, если в объект закупки включен товар, соответствующий позиции приложения по наименованию и коду ОКПД 2 (п. 4 «е»).
Правило 7. Запрет закупок иностранной продукции, применяется также заказчиком из числа силовых структур (п. 4 «ж»).
Правило 8. Нацрежим (запрет, ограничение, преимущества) (далее – нацрежим) распространяется на товары – предметы лизинга (п. 4 «з»).
Правило 9. Нацрежим не применяется в закупке, при которой заключается контракт (договор) со встречными инвестиционными обязательствами (п. 4 «и»).
Правило 10. Нацрежим не применяется при закупке аптеками лекарственных препаратов (далее – ЛП) и медизделий для розничной торговли (п. 4 «к»).
Правило 11. Минимальная обязательная доля, предусмотренная п. 2 ПП № 1875 распространяется только на субъектов Закона 223-ФЗ, указанных в п.п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ (п. 4 «л»).
Правило 12. Нацрежим не распространяется на закупки, осуществляемые в соответствии с Законом 223-ФЗ отдельными заказчиками, указанными в абз. 2 п/п. «л» пункта 4 ПП № 1975 (п. 4 «м»).
Правило 13. Запрет закупок устройств числового программного управления также применяется, если они включены в состав станков (п. 4 «н»).
Правило 14. Запрет закупок программного обеспечения (далее – ПО) применяется, если оно включено в состав лота, но не применяется при осуществлении закупок ПО, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну (ПП № 1875, п. 4 «о»).
Правило 15. Ограничения, предусмотренные поз. 362 - 432 приложения № 2 применяется при закупке медизделий (п. 4 «п»).
Правило 16. Ограничение и преимущество, в отношении ЛП, указанных в поз. 433 приложения № 2, применяется при осуществлении закупок ЛП, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП (п. 4 «р»).
Правило 17. Под ПО, указанным в поз. 146, в целях настоящего ПП понимается ПО и права на него, возникшие вследствие условий, указанных в пункте 4 «с» ПП 1875 (ПП № 1875, п. 4 «с»).
Правило 18. Радиоэлектронная продукция (далее - РЭП, не отнесенная к 1 уровню, приравнивается к иностранной, если есть заявка с РЭП 1 уровня (п. 4 «т»)
Правило 19. Российский ЛП, указанный в поз. 433, не включенный в Перечень, у которого не все стадии производства осуществляются на территории ЕАЭС приравнивается к иностранному, если имеется заявка на поставку ЛП, имеющего все стадии производства в ЕАЭС. К заявке, содержащей предложение о поставке ЛП только российского происхождения, помимо ограничения также применяется преимущество (п. 4 «у»).
Правило 20. Российский ЛП, указанный в поз. 433, включенный в Перечень, у которого не все стадии производства осуществляются на территории ЕАЭС приравнивается к иностранному, если имеется заявка на поставку ЛП, имеющего все стадии производства в ЕАЭС (п. 4 «ф»).
Правило 21. При закупке ПО, указанного в поз. 146 приложения№ 1, заявка, содержащая предложение ПО, реестровая запись о котором в реестре российского (евразийского) ПО не содержит информацию о соответствии дополнительным требованиям к ПО, приравнивается к иностранной, если подана заявка, запись в российском (евразийском ) реестре ПО которого, содержит информацию о соответствии дополнительным требованиям (п. 4 «х»).
Правило 22. При описании являющегося объектом закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные Законом 44-ФЗ запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения. (Закон, ст. 33, ч. 1.1).
Это требование следует понимать как:
1) использовать при описании объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся характеристик товара, которые предусмотрены документами национальной системы стандартизации;
2) при описании объекта закупки не «затачивать» показатели характеристик под иностранный товар, если имеется аналогичный товар российского производства.
Правило 23. Особенностью описания объекта закупки по Закону № 44-ФЗ - товара (в т.ч. поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), в отношении которого заказчиком получено разрешение, предусмотренное п/п. «а» п. 5 ПП, является указание в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в контракте, заключаемом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) характеристик товара, являющихся идентичными характеристикам, содержащимся в обращении, на основании которого выдано такое разрешение;
Правило 24. При осуществлении закупок товаров, указанных в поз. 195, 197 - 199 и 203 перечня № 2, контракт должен содержать условие о том, что, если контракт предусматривает поставку РЭП, признаваемой в соответствии с ПП РФ от 17.07.2015 № 719 или правом ЕАЭС, РЭП 1-го уровня замена такой продукции на радиоэлектронную продукцию, не признаваемую РЭП 1-го уровня, не допускается.
Правило 25. Для целей закупок продукции, в отношении которойустановлены предусмотренные Законом запрет, ограничение или преимущество устанавливает особенности определения НМЦК, ЦК, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара, в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, НЦЕработы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (Закон 44-ФЗ, ст. 22, ч. 25).
Особенности определения такой цены для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в перечне № 1 и (или) № 2 предусматривают (п. 7 «в»):
- при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с ч.ч. 13 и 14 ст. 22 Закона 44-ФЗ подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС;
- при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона 44-ФЗ запрос информации о цене товаров, указанных в поз. 1 - 145 перечня № 1, позициях 1 - 432 перечня № 2, субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.
Примечание:
Если в ГИСП содержится информация менее чем о трех субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств - членов ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Правило 26. Особенности определения цены, указ. в правиле № 25 (п. 7«в»), не применяются если:
- осуществляется закупка товара, включенного в объект (предмет) закупки, в отношении которого уполномоченным Правительством РФ в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона 44-ФЗ ФОИВ, Госкорпорациями"Росатом", "Роскосмос" установлен порядок определения НМЦК, ЦК, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара;
- при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных п. 5 ПП 1875, не применяется запрет, предусмотренный п. 1 ПП 1875;
- осуществляется закупка товара в количестве одной штуки и НМЦК (НМЦД), цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 5 тыс. рублей;
- осуществляется закупка товаров, при которой НМЦК (НМЦД), цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей.
Во второй части статьи будут рассмотрены исключения из предусмотренного запрета закупок, случаи, когда ограничение закупок может не применяться, а также условия применения национального режима
Использованы материалы СПС «Гарант», «КонсультантПлюс»
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: