Национальный режим запрета допуска иностранных товаров: правила применения и новеллы 2023 г.
Национальный режим— это система правовых норм, создающих преференции в закупках товаров, произведенных в РФ (на территории государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), работ, услуг, оказываемых субъектами, находящимся под юрисдикцией РФ, ЕАЭС, по отношению к иностранным товарам, работам, услугам.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок [Закон № 44-ФЗ (далее – Закон). Ст. 14, ч. 3].
Минфин РФ по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3ст. 14 Закона [Закон. Ст. 14, ч. 4].
Таким образом, Закон устанавливает четыре типа национальных режимов защиты внутреннего рынка:
1. Преференции для отечественных производителей («Условия допуска»). Применяется в конкурентных закупках товаров.
2. Запрет допуска к закупкам (для участников с иностранными товарами). Применяется как в конкурентных закупках товаров, так и закупках у единственного поставщика. Запрет распространяются в т. ч. на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга (см. п. 4 ПП РФ № 616).
3. Ограничения допуска (для участников с иностранными товарами, иностранным подрядчикам, исполнителям) по принципу «второй лишний» или «третий лишний». Применяется в конкурентных закупках товаров. Одновременно могут применяться ограничения и условия допуска.
4. Установления минимальной доли (квоты) закупок российских товаров.
Основные правила национального режима, которые нужно соблюдать заказчику
Формирование режима начинается с определения кода закупаемого товара, работы, услуги по классификатору ОКПД 2. Затем необходимо сверить, какие режимы применяются к выбранному коду. Для этого можно использовать справочную правовую систему «КонсультантПлюс» (https://www.consultant.ru) (переход к дополнительной информации через кнопку «i»), сайт НИИ Институт управления народным хозяйством (https://nii-rf.ru – сервис – классификатор ОКПД 2), сайт Программы Эконом-Эксперт (https://zakupki44fz.ru) и другие информационные системы. Дополнительная информация этих сайтов укажет на нормативный правовой акт, регулирующий закупку по данному коду ОКПД 2, и соответствующий режим или режимы.
Также в работе поможет авторская программа для ЭВМ «Национальный режим».
В настоящей статье рассмотрим режим «Запрет допуска иностранных товаров», который установлен для двух групп продукции:
1) промышленных товаров по перечню [Постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 30.04.2020 № 616];
2) программного обеспечения (далее – ПО) [ПП РФ от 16.11.2015 № 1236].
Основные правила запрета допуска иностранных товаров и изменениями 2023 г.:
1. Запрет действует как на конкурентные закупки, так и на закупки у единственного поставщика.
Новелла 2023 года (вред. ППРФ от 19.04. 2023 № 2559). Запрет допуска установленный ПП РФ № 616 не распространяется на закупки заказчиками новых регионов РФ (см. п/п 3 «ж» ПП РФ № 616). Некоторые эксперты считают, что запрет на закупки ПО в новых регионах РФ действует. Мы придерживаемся точки зрения тех специалистов, которые обращают внимание, что требование по ПП № 1236 устанавливается в извещении и подтверждается участником в составе заявки, это позволяет сделать вывод: запрет работает только в конкурентных процедурах.
2. Запрет имеет приоритет и не применяется совместно с ограничениями допуска и условиями допуска.
3. Все заявки с иностранными товарами отклоняются, кроме случаев, если закупка подпадает под исключения (см. п. 3 ПП РФ № 616).
Так, к исключениям относится закупка одной единицы товара, стоимость которого не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня). Также - при необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 20, 21, 40 - 43, 70 - 76, 78 - 86, 94 - 117 и 134 перечня) и некоторые другие
4. Происхождение товара подтверждается (декларируется) ссылкой на Реестр.
Новелла 2023 года (в ред. ППРФ от 27.03.2023 № 486): изменения в п. 6 ПП РФ № 616. В целях реализации Постановления: а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ…, а далее (примечание автора): П. 6 ПП РФ № 616 |
|
БЫЛО |
СТАЛО |
либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…» |
либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд …» |
5. В отдельных случаях поставщик документально подтверждает страну происхождения товара
Новелла 2023 года. (ПП РФ от 31.05.2023№ 889) С 01.06.2023 поставщики освобождены от обязанности при исполнении контракта предоставлять заказчику документы о стране происхождения товара. Речь идет о документах, на основании которых продукцию включили в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промтоваров.
ПП РФ № 616. Пункт 10 (3) абз. 1
БЫЛО |
СТАЛО |
При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 г. № 105 соответственно. |
При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 г. № 105 соответственно. |
Новшество не затрагивает особенности исполнения контрактов для нужд обороны и безопасности. Абз. 2 пункта 10(3) ПП РФ № 616 не изменен: «В отношении товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением промышленных товаров, предусмотренных перечнем, при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, предусмотренные извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также условиями контракта». |
Автор: Г.Б. Добрецов, канд. ист. наук, доцент, специалист в сфере закупок
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: