Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

НДС И ЦЕНА КОНТРАКТА (Часть 2)

НДС И ЦЕНА КОНТРАКТА (Часть 2)
07.04.2022

Особо отметим, что налог на добавленную стоимость имеет достаточно сложный механизм правового регулирования, включающий в себя, кроме общего порядка налогообложения, еще и:

- различные ставки (0%, 10%, 20%);

- оплату через налогового агента;

- освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика;

- операции, не подлежащие налогообложению;

- особенности налогообложения в соответствии с применяемой системой налогообложения, а в некоторых случаях и организационно-правовой формой и ряд других.

3. Расчет по контракту и уплата налога.

Общее правило уплаты НДС при расчетах по контракту: налогоплательщиком в контракте, заключенном в целях закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд, является поставщик (исполнитель, подрядчик). 

Вне зависимости от того, на упрощенной или на общей системе налогообложения поставщик, заказчик уплачивает цену контракта с учетом НДС. 

Из общего правила уплаты НДС налогоплательщиком есть исключение, когда НДС уплачивается через налогового агента.  В этом случае плательщиком НДС в бюджет является заказчик (покупатель) - налоговый агент. 

Схема уплаты НДС через налогового агента предусмотрена Законом 44-ФЗ: существенным условием контракта являетсяусловие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) на размер налогов (НДС, в частности), сборов и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они подлежат уплате заказчиком, то есть заказчик (покупатель) будет налоговым агентом. 

Заказчик станет налоговым агентом по НДС при заключении контрактов:

- с иностранными лицами, указанными в п/п 1, 2 п. 1 ст. 161НК РФ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на оказание иностранными организациями услуг в электронной форм, ст. 174.2  НК РФ;

- на закупку государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, у органов власти (п. 3 ст. 161 НК РФ);

- на закупку сырых шкур животных, металлолома, макулатуры, а также вторичного алюминия и его сплавов у плательщиков НДС (кроме получивших освобождение от уплаты НДС) (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Одним из таких случаев является реализация товаров из государственного материального резерва организациям, не являющимся ответственными хранителями и заемщиками. НК РФ в этих случаях не предусматривает освобождение от НДС, однако устанавливает особенности в уплате налога. Это один из тех случаев, когда заказчик становится налоговым агентом. 

Таким образом, реализуемые Росрезервом (как победителем конкурентной процедуры) товары, относятся к товарам, составляющим государственную казну, и на них распространяется требования об уплате НДС через налогового агента (п. 3 ст. 161 НК РФ).  

Следует отметить, что за нарушение исполнение обязанностей налогового агента по НДС предусмотрена налоговая ответственность в следующих случаях:

1. Налог не удержан и (или) не перечислен в бюджет в срок - штраф в размере 20% от суммы налога. Штраф будет взыскан, если налоговый агент имел возможность удержать налог и перечислить его в бюджет (ст.123 НК РФ). Обратим внимание на то, что к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ налоговый агент может быть привлечен и в том случае, если он не удержит НДС из выплачиваемого дохода (перечислит оплату полностью), а оплатит его из собственных средств.

2. Налоговая декларация не представлена в срок - штраф в размере от 1000 руб. до 30% не уплаченной в срок суммы налога. Несоблюдение электронной формы налоговой декларации квалифицируется как ее непредставление (п. 1 ст. 119; абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Кроме штрафа с налогового агента могут быть взысканы недоимка и (или) пени. 

Выводы по теме «НДС в закупках»

1. В проекте контракта, который заказчик прикрепляет к извещению, и который впоследствии будет подписываться, указываются условия:

а) что цена контракта включает в себя НДС;

б) об уменьшении суммы уплаты контрагенту на размер налогов, в т. ч. НДС, если налоги подлежат уплате заказчиком, как налоговым агентом (только в этом случае производится уменьшение суммы оплаты цены контракта). Указанное уменьшение не означает уменьшение заказчиком цены контракта для поставщиков, применяющих УСН.

2. Заказчикам следует отказаться от применения в проекте контракта альтернативного (вариативного) условия о цене контракта, «включая НДС / НДС не облагается», применяя однозначный вариант: «цена контракта включает в себя НДС» (если операция подлежит налогообложению).

3. Исполненные обязательства по контракту оплачиваются заказчиком  по цене, указанной в контракте. Корректировка цены контракта при его заключении с участником, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем исключения из стоимости товаров (работ, услуг) НДС не допускается. В процессе исполнения контракта изменение его существенных условий возможно в соответствии со ст. 95 Закона. 

4. Указание в контракте цены, включающей НДС, не возлагает на поставщика (исполнителя, подрядчика), применяющего УСН, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. Такая обязанность может возникнуть только при выставлении им по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога. 

5. Закупки имущества, относящегося к государственной казне с точки зрения налогообложения, НДС имеет особенности. В указанной операции применяется схема оплата НДС через налогового агента - заказчика. Заказчик удерживает НДС из цены контракта, оплачивает поставщику цену контракта без НДС, а НДС сам перечисляет в бюджет. На государственном (муниципальном) заказчике лежит ответственность за определение правового статуса операций по закупке такого имущества с точки зрения налогообложения (оплата через налогового агента), и обязанностей по исчислению и оплате НДС. 

6. Предложение заказчикам: в прилагаемом к извещению «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению» рекомендовать участнику закупки проинформировать заказчика об особенностях налогообложения по поставке (например, продажа имущества казны).

7. Специалистам в сфере закупок нередко приходится обращаться к главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.


Автор: Г.Б. Добрецов



Уважаемые наши слушатели и подписчики!

Если вы хотите профессионально работать в сфере Госзакупок, приобрести дополнительные навыки или повысить свою квалификацию - мы вас ждем на наших еженедельных практиках, которые проходят в рамках полноценного обучения с последующей выдачей диплома о профессиональной переподготовке или удостоверения о повышении квалификации. 

С основными программами обучения вы можете ознакомиться здесь:

https://fado-dpo.ru/prof/upravlenie-zakupkami-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd-/

Все вопросы и цены на обучение уточняйте по тел. 8 (800) 551-52-41

Либо напишите Специалисту образовательного отдела: 

Telegram https://t.me/FADO_Academy

WhatsApp https://wa.me/79151563985

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку