Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Некоторые ошибки в закупках по закону 44-ФЗ, выявленные ФАС

Время чтения: 5 минут
Вам могут быть полезными:
19.04.2024

При проведении конкурентных процедур заказчики допускали ошибки, которые, по оценки ФАС, можно считать типичными: не требовали членства в СРО, когда это нужно было установить, ограничивали виды работ для оценки опыта, не принимали контракты со статусом в ЕИС «исполнение» при закупке с дополнительными требованиями, формировали слишком крупные лоты (объекты закупок). Рассмотрим материалы обзоров ФАС.


db9hxldrms9chmpa2i95m0s8eaosfyds.png


1.  Отсутствие требований к членству участника в СРО

При проведении закупок услуг строительного контроля не было установлено требование к членству в СРО. Государственный заказчик поступил так из-за того, что начальная (максимальная) цена контракта была ниже 10 млн рублей.

ФАС обнаружила нарушение: требование к членству в СРО при закупках строительного контроля должно определяться исходя из обязательств по основному контракту. Общая стоимость работ, подлежащих контролю, составляла 499 миллионов рублей.

Суд поддержал позицию контролеров (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2023 по делу  А40-205234/23), опираясь на письмо Минстроя России от 12.02.2021 г. № 5265-ТБ/02.

2. Допускались нарушения при оценке заявок

Государственный заказчик приобретал работы по содержанию дорог. При оценке заявок было решено, что квалификация участников будет оцениваться только на основе договоров, связанных с работами на автомобильных дорогах общего пользования. По мнению заказчика, только такой опыт соответствовал требованиям объекта закупки.

Контролеры и суд не согласились с позицией заказчика (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2023 по делу А40-201751/2023). Спорное условие ограничивало конкуренцию и не соответствовало положениям оценки.

ФАС также обнаружила аналогичное нарушение при проверке закупки строительного контроля. Заказчик незаконно оценивал опыт работ только на объектах социально-культурной сферы.

3. Формирование слишком крупных лотов

Заказчик проводил закупку технических средств реабилитации. Товар планировалось поставить в 89 регионах в течение 20-60 дней.

По мнению ФАС, такой крупный лот ограничил количество участников из-за значительных размеров начальной (максимальной) цены контракта, требований к обеспечению заявки и контракта, а также цены договора для универсальной предварительной квалификации. Это исключило возможность участия субъектов малого предпринимательства в закупке.(Решение ФАС от 12.12.2023 по делу № 28/06/105-2873/2023)

4. Заказчики не принимали контракты со статусом «исполнение» в ЕИС при закупках с дополнительными требованиями

По оценке ФАС (решение от 25.12.2023 № 28/06/105-3013/2023), участника, представившего контракт со статусом «исполнение», следовало допустить к закупке с дополнительными требованиями. Подчеркивается: отсутствие информации на общедоступных сайтах (включая сайт ЕИС) не означает, что у лица отсутствует необходимый опыт, если в Едином реестре участников имеется полный перечень подтверждающих документов.

Практика в этом вопросе неоднородна. Более подробное рассмотрено ниже.

4.1. Договор со статусом «исполнение» в ЕИС

Удмуртское УФАС (решение от 13.01.2023 № 018/06/106-9/2023), Челябинское УФАС (решение от 14.11.2022 № 074/06/106-3082/2022 (601-ж/2022), Московское областное УФАС (решение от 12.12.2022 № 050/06/15-46160/2022) считают, что договор со статусом «исполнение» не подходит для закупки с дополнительными требованиями.

Мурманское УФАС (решение от 27.12.2022 № 051/06/106-797/2022) отметило: постановление Правительства № 2571содержит императивное условие, что опыт подтвердит только исполненный договор. Приемочные документы должны быть на всю его сумму.

Минфин пояснил: договор следует считать исполненным после выполнения обязательств сторонами полностью (письмо от 01.09.2022 № 24-06-06/85201).

Приморское УФАС (решение от14.04.2022 № 025/06/49-335/2022) и Ханты-Мансийское УФАС (решение от 08.12.2022 № 086/06/31-1755/2022). высказали мнение, что только договор в статусе «исполнение завершено» подтвердит опыт. Отсутствие такого статуса означает, что обязательства по нему не прекратили.

Однако Калужское УФАС (решение от 28.07.2022 № 040/06/48-418/2022), Новосибирское УФАС (решение от 16.05.2022 № 054/06/48-834/2022)Четвертый арбитражный апелляционный суд (далее – ААС) (постановление от 30.11.2022 № 04АП-5414/2022) считают: в законодательстве нет требования, чтобы договор имел статус «исполнение завершено». Соответствие дополнительным требованиям определяют по факту исполнения обязательств и наличию приемочных актов.

Санкт-Петербургское УФАС (решение от 07.11.2022 № 44-3714/22) посчитало, что участника, который представил договор со статусом «исполнение» и справку о стоимости на его сумму, следовало допустить к закупке. В решении отмечается:

– отсутствие информации об исполнении договора в реестре в ЕИС на момент рассмотрения заявки не означает, что его не исполнили. Сведения в реестре обязан размещать заказчик. Возможность участия в закупке не может зависеть от его действий;

– статус «исполнение завершено» присваивают только после полной оплаты по договору. Статус «исполнение» не говорит о том, что сделку не исполнил именно контрагент. Нельзя учитывать сведения из реестра без анализа документов, которые оформили при исполнении сделки.

4.2. Договор субподряда

ФАС (решение от 27.12.2022 № 28/06/105-3877/2022), Дагестанское УФАС (решение от 22.08.2022 № 005/06/106-1571/2022), Нижегородское УФАС (решение от 16.12.2022 № 052/06/105-3421/2022), Тюменское УФАС (решение от 15.07.2022 № 072/06/44-118/2022), Архангельское УФАС (решение от 24.06.2022 № 029/06/49-556/2022)Девятый ААС (постановление от 22.11.2022 № 09АП-71378/2022) поддерживают позицию о том, что опыт в строительной закупке с дополнительными требованиями нельзя подтвердить договором субподряда. Для этого нужен договор генподряда. Субподрядчик не имеет нужной квалификации, поскольку выполняет лишь часть работ.

Минфин (письмо от 01.09.2022 № 24-06-06/85201), Ставропольское УФАС (решение от 18.07.2022 № 026/06/105-1244/2022), Московское УФАС (решение от 28.07.2022 № 077/06/106-11182/2022) отметили: подтверждающие документы должны быть выданы в отношении именно участника закупки, а не третьего лица.

Ивановское же УФАС (решение от 15.11.2022 № 037/06/48-555/2022) и Четырнадцатый ААС (постановление от 26.01.2023 № 14АП-11028/2022) не нашли причин, чтобы не учитывать договор субподряда.

Третий ААС (постановление от 26.01.2023 № А33-15832/2022) отметил, что постановление Правительства РФ № 2571 не определяет, какой подряд подойдет для строительной закупки. В законодательстве нет условия, что именно договор генподряда подтвердит опыт. Если участник закупки представил договор субподряда, следует сопоставлять виды и объемы работ с объектом закупки.

4.3. Расторгнутый договор

Часто договоры не исполняют на всю сумму и расторгают их без претензий по соглашению сторон, например из-за нецелесообразности продолжения работ. Заказчики могут посчитать, что такой договор не исполнили, а значит, он не подойдет для закупки с доптребованиями.

Башкортостанское УФАС (решение от 24.06.2022 № ТО002/06/106-1134/2022), Ростовское УФАС (решение от 05.10.2022 № 061/06/48-2573/2022), Рязанское УФАС (решение от 07.03.2022 № 062/06/105-07/2022) решили: такой договор можно учитывать для оценки, если в нем хватает суммы фактически исполненных обязательств.

4.4. Сумма договоров

ФАС (решение от 05.10.2022 № 28/06/105-3083/2022), Дагестанское, Воронежское, Ставропольское УФАС посчитали: опыт нельзя подтвердить несколькими договорами. Для этого подойдет лишь 1 исполненный договор на нужную сумму.

Минфин (письмо от 18.01.2023 № 24-06-06/3195), Воронежское, Мурманское УФАС уточнили: несколько договоров можно принять, если их исполнили по итогам совместной закупки.

4.5. Договор не по Законам  44-ФЗ или № 223-ФЗ

В ряде случаев подтвердить опыт могут только госконтракт или договор по Закону  223-ФЗ. Обычный гражданско – правовой договор (далее – ГПД) для этого не подойдет. На это обратили внимание Ярославское, Астраханское, Ставропольское УФАС. Например, речь идет о п. 1 позиции 10 доптребований. Если участник закупки подтверждает опыт исполнения договора на работы по капремонту объекта капстроительства, кроме линейного, то обычный ГПД для этого не подойдет.

Использованы материалы СПС КонсультантПлюс. Обзор судебной практики в сфере закупок по Закону  44-ФЗ (декабрь 2023 года)Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону  44-ФЗ (декабрь 2023 года).

Автор: Г.Б. Добрецов




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку