НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПКИ ОХРАННЫХ УСЛУГ, ЗАКОН № 44-ФЗ
Заказчики, которым не предоставляют ведомственную и государственную охрану, вправе закупать услуги частной охраны. Среди таких заказчиков, например, институты, школы, больницы, организации, подведомственные органам власти. Причем заказчик вправе закупить охрану любых движимых и недвижимых вещей. Рассмотрим некоторые важные вопросы в сфере закупки охранных услуг.
1. Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется не подлежит расширительному толкованию.
Оказание охранных услуг в Российской Федерации регулируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»(далее – Закон о частной охранной деятельности), согласно положениям которого охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ(Закон о частной охранной деятельности, ст. 11, ч. 3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, закреплённой в Определении от 21.12.2011 N 1863-О-О, установление в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, иных государственных органов РФ, органов местного самоуправления [см. Перечень, установленный постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 14.08.1992 №587] направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса.
Таким образом, в целях применения названного Перечня определяющее значение имеет факт использования таких объектов федеральными органами законодательной и исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, иными государственными органами РФ в процессе осуществления своей деятельности.
(Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.09.2024 № 301-ЭС24-3950 по делу N А29-3852/2023).
2. Объединение в один лот услуг по оказанию физической и пультовой охраны может привести к необоснованному ограничению конкуренции.
Законом о частной охранной деятельности предусмотрено право охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Согласно п. 3 абз. 3 ст. 3 Закона о частной охранной деятельности установлен перечень услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны, включающий, в т.ч. охрану объектов и (или) имущества как самостоятельный вид услуги, а также охрану объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.
Для оказания вышеуказанных услуг организации должны соответствовать специальным требованиям, установленным ПП РФ от 23.06.2011 № 498 (далее – ПП РФ № 498).
При этом проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны может предоставляться как отдельная услуга, к которой не применяются требования, установленные ПП РФ № 498, и оказание которой в соответствии с законодательством РФ может осуществляться без наличия какого-либо разрешения. Хозяйствующие субъекты, оказывающие данную услугу, не имеют лицензий в сфере частной охранной деятельности и, соответственно, не осуществляют непосредственно охрану объектов и (или) имущества. Следовательно, объединение в один лот услуг по оказанию физической и пультовой охраны может привести к ограничению конкуренции. (Письмо ФАС от 17.04.2023 N ПИ/29335/23).
3. Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя услуг копии согласованного с МВД России образца формы одежды (с фотографиями образцов форм одежды).
В силу ч. 8 ст. 12 Закона о частной охранной деятельности специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Правилами ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг, согласно ПП РФ от 14.08.1992 № 587, не предусмотрено согласование образца формы одежды частной охранной организации с государственными органами, осуществляющими контроль за деятельностью частных охранных организаций.
Действующим законодательством не регламентировано согласование исполнителем услуг с территориальным органамиМВД России по месту регистрации организации образца формы одежды (с фотографиями образцов форм одежды). (Решение ФАС от 26.01.2024 № П-39/2).
4. Частная охранная организация не может оказывать услуги не по месту своего нахождения, если ею не соблюдены требования действующего законодательства.
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон № 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит, в том числе, частная охранная деятельность (п. 32 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 9 Закона о лицензировании деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии РФ Росгвардия организует и осуществляет выдачу в установленном порядке лицензий, связанных с частной охранной или частной детективной деятельностью.
Проанализировав положения Закона о лицензировании в своей совокупности суд пришел к выводу об установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будут внесены соответствующие изменения в реестр.
Таким образом, Росгвардия является лицензирующим органом, который, действуя через свои территориальные органы, выдает гражданам и организациям соответствующие лицензии на территории определенного субъекта РФ. Между тем, данный факт не отменяет территориальный принцип действия лицензии, установленный п. 5 ст. 9, ч. 7 ст. 18 Закона о лицензировании, а также п. 3 Постановления № 957. (Определения ВС РФ от 01.03.2024 № 303-ЭС24-842, от 01.04.2024 № 303-ЭС24-2690, от 01.04.2024 № 303-ЭС24-2729, от 01.04.2024 № 303-ЭС24-2725)
Использованы материалы сайта gkgz.ru
Автор: Г.Б. Добрецов