Обоснование дополнительных характеристик при использовании КТРУ
Напомним, что обоснование дополнительных характеристик требуется только в том случае, если используется позиция КТРУ, у которой на вкладке «ОПИСАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ» есть хоть одна характеристика. При этом не важно, является она обязательной для использования или нет. Если же на указанной вкладке пусто, то заказчик при описании объекта закупки руководствуется исключительно статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ. Это указано в письме Минфина России от 25.08.2020 № 24-06-05/74463, опубликованном на сайте ведомства.
Вернемся к ситуации, когда позиция КТРУ содержит на вкладке «ОПИСАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ» характеристики объекта закупки. В этом случае, в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145, в случае указания дополнительных характеристик заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования дополнительной информации.
При этом, ни Федеральным законом № 44-ФЗ, ни Постановлением № 145, ни каким-либо другим нормативным правовым актом в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд не установлены ни форма такого обоснования, ни его содержание. Нигде не указано, что может являться таким обоснованием, а что нет. В связи с этим, в случае возникновения спорных моментов при рассмотрении жалоб в ФАС, а также при проведении контрольных мероприятий различными контролирующими органами, достаточность или недостаточность такого обоснования всегда имеет субъективную оценку.
Однако, существует уже некоторая сложившаяся практика рассмотрения жалоб в органах ФАС, которая указывает на то, что обоснованию подлежит каждая дополнительная характеристика, какое-либо общее обоснование необходимости включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки в этом случае не подходит.
То есть, к примеру, нельзя добавить в техническое задание дополнительные характеристики, а в конце написать общий текст, что эти дополнительные характеристики очень нужны и важны для заказчика и необходимы ему с целью получения товара, соответствующего его потребностям. Необходимо как можно подробнее написать, в связи с чем потребовалось добавить каждую дополнительную характеристику.
Некоторые заказчики при обосновании дополнительных характеристик ограничиваются ссылкой на пункты соответствующих ГОСТов. Это также не всегда может являться обоснованием. Дело в том, что ГОСТы содержат требования к наименованиям показателей, условным обозначениям и терминологии, касающихся описания объекта закупки, но не всегда содержат требования к необходимости их указания в техническом задании. Заказчик сам определяет тот набор характеристик из ГОСТа, который он будет использовать, и включение этих характеристик в описание объекта закупки желательно обосновать не только ссылкой на пункт ГОСТа.
Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.