ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА РФ ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2023 ГОДА
Казначейство представило обзор результатов контрольной деятельности за II полугодие 2023 года. В нем описываются выявленные недостатки и нарушения, связанные с Законом о контрактной системе № 44-ФЗ (далее -Закон).
Основные из выявленных нарушений:
1. Искусственное разделение закупок:
Нарушение п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона. Заказчики разделяли закупки товаров (работ, услуг) на несколько контрактов у единственного поставщика, сумма каждого из которых не превышала установленного лимита (600 тысяч рублей).
Примечание: В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиком может осуществляться закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей.
2. Отсутствие банковской гарантии:
Нарушение ч. 7.1 ст. 94 Закона. Заказчики принимали работы без предоставления банковской гарантии на обеспечение исполнения гарантийных обязательств по гос. контрактам.
Примечание: В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (Закон, ст. 94, ч. 7.1).
3. Несоответствие порядка и сроков приемки работ:
3.1. Нарушение ч. 7 ст. 94 Закона. Заказчики нарушали порядок и сроки приемки выполненных работ по строительству объектов, направляя извещения об окончании строительства раньше фактического завершения работ.
3.2. Заказчиками осуществлена приемка выполненных работ, поставленного оборудования и материалов, не соответствующих условиям контрактов (например, год выпуска поставленного оборудования не соответствует условиям контракта (фактически поставлено оборудование 2021 года выпуска, вместо заявленного 2022 года).
3.3. Заказчиками осуществлена приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию бюджетных средств.
Примечание: Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. (Закон, ст. 94, ч. 7).
4. Нарушение порядка формирования начальной максимальной цены контракта:
4.1. Нарушение ст. 22 Закона. Заказчики использовали только коммерческие предложения без применения всех предусмотренных мер, что приводило к завышению начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК).
4.2. Нарушение ч. 9.2 ст. 22 Закона и ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса (далее – ГрК) РФ. Определение НМЦК для строительных работ проводилось без учета методик и нормативов, что приводило к занижению или завышению стоимости контрактов.
Примечание: Определение НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном Законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капстроительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ (Закон, ст. 22, ч. 9.2).
4.3. Нарушение частей 3, 5 ст. 22 Закона. Заказчиками при определении и обосновании НМЦК использовалась информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная от потенциальных поставщиков, не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, либо информация о ценах товаров, работ, услуг с несопоставимыми с условиями планируемой закупки коммерческими и (или) финансовыми условиями поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Примечания:
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг (Закон, ст. 22, ч. 3).
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком) (Закон, ст. 22, ч. 5).
4.4. Нарушение ст. 22 Закона, п. 9 Порядка определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.05.2020 № 450н (далее – Порядок) .
Примечание: Начальная цена единицы медицинского изделия, цена единицы медицинского изделия и (или) СРМ, и (или) СТО для медицинских изделий, не указанных в пунктах 2, 3 и 5 Порядка, устанавливается как средневзвешенное значение (либо не более средневзвешенной цены) собранных заказчиком цен без учета НДС посредством использования одного или совокупности следующих методов:
а) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с ч.ч. 2 - 6 ст. 22 Закона;
б) на основе информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (п. 9 Порядка).
4.5. Определение и обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен осуществлено заказчиками на основании только коммерческих предложений, при этом не применены все комплексы мер, предусмотренные законодательством о контрактной системе, что привело к завышению НМЦК.
4.6. Определение и обоснование НМЦК с применением проектно-сметного метода произведено без учета методик и нормативов (государственных элементных сметных норм) строительных работ и специальных строительных работ (например, при осуществлении закупки на строительство объекта НМЦК определена с применением неверно рассчитанных индексов прогнозной инфляции, и без учета индексов фактической инфляции и коэффициента инфляции, что привело к занижению размера НМЦК).
5. Оплата невыполненных работ, нарушение сроков оплаты:
5.1. Нарушение п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе: Получателями бюджетных средств оплачивались первичные учетные документы, содержащие фактически невыполненные объемы работ и непоставленные строительные материалы.
5.2. Заказчиками произведена оплата выполненных работ, оказанных услуг, поставленного оборудования и материалов по государственным контрактам (контрактам) с нарушением установленного срока от 1 до 102 календарных дней.
6. Несвоевременное предъявление и начисление неустоек:
Нарушение частей 6 и 7 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе: Заказчики не предъявляли и не начисляли подрядчикам неустойки за просрочку исполнения обязательств по государственным контрактам.
Примечание: В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (Закон, ст. 34, ч. 6).
7. Изменение условий контрактов без соответствующих гарантий:
Нарушение п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Закона. Заказчиками заключены дополнительные соглашения к государственным контрактам (контрактам) в части изменения их существенных условий (например: продление сроков работ, при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов (банковских гарантий); изменение порядка оплаты выполненных работ в части внесения условия о выплате аванса).
Примечания:
При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом. (Закон, ст. 34, ч. 4)
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:… (Закон, ст. 95, ч. 1).
Использованы СПС «КонсультантПлюс», письмо Казначейства России от 05.06.2024 № 07-04-05/21-15423 «О направлении Обзора недостатков и нарушений» (вместе с «Обзором результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в субъектах Российской Федерации...»)
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: