ОГРАНИЧЕНИЯ УЧАСТИЯ В ЗАКУПКАХ И ПЕРЕЧЕНЬ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
В конкурентных способах закупки, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (далее - закон), заказчик устанавливает единые требования к участникам.Информация о таких требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки (Закон, ст. 31, ч. 1, п.11; ст. 31, ч. 5). Условие о соответствии единым требованиях при закупках у единственного поставщика, по нашему мнению, заказчик должен включить в контракт (ибо Закон требует установить единые требования). Логичнее такое условие включить в раздел «Права и обязанности сторон». Например, «Подписанием настоящего контракта поставщик подтверждает свое соответствие единым требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе…». Соответствие контрагента единым требованиям заказчик проверяет самостоятельно при заключении контракта.
В числе единых требований к участникам устанавливается требование об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. Таким образом, в случае если законодательством РФ предусмотрены ограничения для участников закупки, то заказчик устанавливает требование об отсутствии у участников таких ограничений.
А в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами (далее – НПА) Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок (Закон, ст. 14, ч. 3).
Однако, если обратиться к статье 42 Закона то в перечне содержания извещения мы не найдем требований соответствия всей части 1 ст. 31 Закона (в т. ч. пункту 11), а толькотребование соответствия пункту 1 части 1, частям 2, 2.1, 1.1(при наличии таких требований) ст. 31 Закона и информацию об условиях, а также о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства… в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона.
Но при этом, как указано в 42 статье Закона, в заявке участникав разделе «Информация и документы об участнике закупки» должна быть декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона, а в разделе «Предложение участника закупки в отношении объекта закупки» - информация и документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии с частями 3и 4 статьи 14 Закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены, предусмотренные указанной статьей, запреты, ограничения, условия допусканационального режима) (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 1 «о»; ч. 2, п. 5).То есть видно, что законодатель разделил требования на соответствие участника (п. 11 ч. 1 ст. 31) и соответствие объекта закупки (ст. 14 Закона).
Законом не установлены жесткие требования проверки закупочной комиссией требований соответствия участника пункту 11 части 1 статьи З1 Закона. Комиссия проверяет соответствие участников требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, п. 10 (за исключением электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 ст. 31 Закона(если установлены дополнительные требования). Комиссия вправе проверять соответствие участников требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 31. Закона, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона (Закон, ст. 31, ч. 8) .
При этом отстранение участника от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или закупочная комиссия обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям (Закон, ст. 31, ч. 9).
Таким образом, проверка соответствия участника требованиямп. 11 ч. 1 ст. 31 Закона является правом комиссии. При этом в случае если комиссия обнаружит, что участник закупки не соответствует установленному в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона требованию, то комиссия обязана отстранить такого участника на любом этапе процедуры определения поставщика.
При рассмотрении в Законе условий отклонения заявок увидим ожидаемые основания:
- несоответствия участника требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона;
- предусмотренных НПА, принятым в соответствии со ст. 14Закона (Закон. Ст. 48, ч. 12, п.п. 3 и 4).
И совершенно новое основание отклонения - выявлениеотнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с указанным пунктом(Закон, ст. 48, ч. 12, п. 6).
В указанном пункте Закона № 127-ФЗ в качестве мер воздействия (противодействия) предусмотрены, в том числе,запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц (Закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ), на территории РФ организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними. Перечень видов таких работ, услуг определяется Правительством РФ(Закон от 04.06.127-ФЗ, ст. 2, ч. 4).
Распоряжением Правительства от 13.05.2021 в перечень недружественных государств, кроме США, была включенаЧешская республика. Пятого марта 2022 года Правительство РФ издало распоряжение, которым утвердило новый перечень, включающий 48 государств (21 – по списку + государства-члены ЕС - 27 стран одной строкой).
Распоряжение Правительства от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия». Смотрите: используя компьютер - по ссылке или смартфон по qr-коду
|
|
Таким образом, запреты или ограничения по Закону 127-ФЗ – это ограничения для участия в закупках, установленныезаконодательством РФ (п. 11 ч. 1 ст.31 Закона). При этом обратим внимание на некоторую правовую неопределенность понятия термина «ограничения для участия в закупках», применяемого в пункте 11 части 1 статьи 31 Закона. Включает ли дефиниция в себя и ограничения, и запрет на участие в закупках? Скорее всего, - да. То есть ограничения по пункту 11 и ограничения по документам, принятым в соответствии со статьей 14 Закона – это разные ограничения?
Ждем, когда Правительство РФ установит перечень видов работ, услуг, подпадающих под запреты или ограничения Закона № 127-ФЗ. Понятно одно: товаров в этом перечне не будет.
Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.
Автор: Г.Б. Добрецов