ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ, ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ СВОЕГО СООТВЕРСТВИЯ ЕДИНЫМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
Позицией 33 ПП РФ № 2571 установлены дополнительные требования к участникам при осуществлении закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
В качестве дополнительных требований в отношении указанной позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" установлено в том числе:
- отсутствие у участника закупки, являющегося физическим лицом, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, судимости за преступления, предусмотренные статьей 236 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) (п. 2);
- непривлечение участника закупки, являющегося физическим лицом, либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.5 – 6.7, 14.43, 14.44 – 14.46.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (п. 3).
При этом соответствие участника закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается предоставлением информации и документов, указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", соответственно:
- справкой об отсутствии у участника закупки, являющегося физическим лицом, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, судимости за преступления, предусмотренные статьей 236 УК РФ;
- декларацией участника закупки о непривлечении участника закупки, являющегося физическим лицом, либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 63, 6.5 – 6.7, 14.43, 14.44 – 14.46.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, участник закупки в целях участия в закупке товаров и (или) услуг, предусмотренных поз. 33 приложения, представляет справку об отсутствии судимости, а также декларацию о непривлечении к административной ответственности в отношении лиц, указанных в соответствующих графах данной позиции, при наличии таких лиц в составе юридического лица.
В настоящее время срок выдачи справки об отсутствии судимости, предусмотренной поз. 33,Постановлением № 2571 не установлен.
Участник закупки в целях участия в закупке товаров и (или) услуг, предусмотренных поз. 33 приложения, представляет справку об отсутствии судимости вне зависимости от срока ее выдачи при совокупности следующих условий:
- срок действия такой справки не установлен отраслевым законодательством РФ;
- такая справка содержит актуальную и достоверную информацию об отсутствии судимости у соответствующего лица, имея в виду, что выявление недостоверной информации является основанием для отклонения заявки [п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон)].
Примечание: Основания для отклонения заявок на участие в закупке при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрены частями 5 и 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ и являются исчерпывающими. Так, в частности, согласно п. 2 ч.12 ст. 48 Закона заявка участника подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении.
Учитывая изложенное, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно принимает решение о допуске или об отклонении заявок, руководствуясь извещением об осуществлении закупки и Законом Отклонение заявок по иным основаниям, не предусмотренным Законом, не допускается.
(Письмо Минфина РФ от 07.11.2024 № 24-06-06/109445).
2. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчики по Закону № 44-ФЗ при проведении закупок на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей в санаторно-курортных организациях обязаны в извещении о закупке предъявлять требование к участникам закупки о включении в реестр организаций (соответствующего субъекта РФ), обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей, независимо от объема обязательств, которые они будут выполнять по контракту
(Такие участники закупки, в последующем, являясь стороной контракта, задействованы непосредственно в оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей).
При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных отдельными пунктами ч. 1 ст. 93 Закона, заказчик устанавливает, в том числе, единое требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказаниеуслуга, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона).
Так извещением запроса котировок в электронной форме определено, что организации отдыха детей и их оздоровления должны быть включены в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих деятельность на территории области в текущем году, что подтверждается копией решения уполномоченного органа исполнительнойвласти в сфере организации отдыха и оздоровления детей о включении организации - участника закупки в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления или выпиской из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, подтверждающую наличиеорганизации - участника закупки в соответствующем реестре.
Указанное требование основано на п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана:
- создавать безопасные условия пребывания в ней детей …;
- представлять сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;
- исполнять иные обязанности, установленные законодательством РФ. Организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей (курсив наш – автор) (п. 2.1 ст. 12 Закон об основных гарантиях прав ребенка).
Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы участники закупки должны быть включены в реестр организаций, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей, независимо от объема обязательств, которые они будут выполнять по контракту, так как такие участники закупки, в последующем, являясь стороной контракта, задействованы непосредственно в оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей.
При изложенных обстоятельствах, установленное требование о наличии участника закупки в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления установлено заказчиком в извещении запроса котировок в электронной форме правомерно.
(Определение Верховного суда РФ от 30.08.2024 №309-ЭС24-15275 по делу №А60-37466/2023. Решение АС Свердловской области от 30.10.2023 по делу №А60-37466/2023).
Использованы материалы СПС «КонсультантПлюс»
Автор: Г.Б. Добрецов