Ошибки заказчиков и участников при заполнении структурированного извещения и структурированной заявки
С 01.10.2023 вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 31.10.2022 № 1946, в соответствии с которыми извещение и заявка формируются в структурированном виде.
Минфином России подготовлено письмо от 18.12.2023 № 24-01-10/122331 о формировании в единой информационной системев сфере закупок (далее – ЕИС) извещения об осуществлении закупки и о подаче заявки на участие в закупке с использованием электронных площадок.
В указанном письме Минфин России в дополнение к письму от 25.09.2023 № 24-03-09/90944 разъясняет особенности структурированного описания объекта закупки:
- как правильно заполнять извещении структурированное описание объекта закупки;
- какую информацию должны содержать прилагаемые к извещению документы;
- какие особенности необходимо учитывать при осуществлении закупок лекарственных препаратов и закупок всфере строительства;
- что нужно учитывать участникам закупок при подаче заявок на участие в закупке.
Применение нового порядка вызвало ряд вопросов, в том числе в оценке заявок участников. Практика контрольных органов пока неоднозначная.
Заказчикам, порой, сложно решить, отклонять или нет структурированную заявку участника. Приоритет структурированной информации, которую заказчик формирует вЕИС, безусловен (ч. 4 ст. 5 Закона № 44-ФЗ. Далее - Закон). Но взаконодательстве нет приоритета информации изструктурированной заявки перед приложением, которое участник закупки прикрепляет к заявке. Поэтому ФАС рекомендует признать заявку соответствующей, если в структурированной форме участник не указал характеристики, но в приложенном файле нужные заказчику характеристики есть.
Рассмотрим некоторые ситуации, связанные со структурированным описанием извещения и заявки.
1. В структурированном описании допускает ошибкузаказчик
Самая распространенная ошибка заказчиков — не указать вструктурированном описании объекта функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона), хотя потребность в них есть. В конце 2023 г. в ЕИС размещен ряд извещений, где графы вструктурированном описании пустые. При этом в приложенном файле заказчики подробно описали характеристики объекта закупки. Такая ошибка свойственна многопозиционным закупкам, когда заказчику нужно добавить много информации. Делать это приходится вручную и занимает много времени.
2. Информация в структурированной заявке несоответствует прикрепленному файлу
Если в структурированной заявке нет информации, которая требовалась в извещении, такую заявку следует отклонить. Ктакому выводу пришло Нижегородское УФАС.
Обстоятельства дела. Заказчик опубликовал извещение напроведение электронного аукциона на закупку компьютеров. Один из участников не указал на электронной площадке (далее – ЭП) конкретные характеристики товара. Его заявку комиссия отклонила за непредставление информации и документов, которые указаны в извещении. Участник направил жалобу вУФАС. Поставщик утверждал, что в заявке указал номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции. А технические характеристики в заявке полностью соответствуют показателям из извещения. Но на электронной площадке участник не указал конкретное значение похарактеристике «Разрешение экрана». То есть информация изструктурированной заявки не соответствовала той, что была вприложенном файле.
Решение контрольного органа. Контрольный орган установил, что участник действительно в структурированной форме заявки не указал конкретное значение характеристики «Разрешение экрана». При этом пять остальных участников указали конкретные значения характеристики. Комиссия УФАС признала действия заказчика правомерными. Он правильно отклонил заявку за несоответствие информации, которая предусмотрена п/п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона. УФАС отметило, что участник закупки вправе дополнительно предоставить сведения о наименовании страны происхождения товара, товарном знаке, а также характеристиках товара в виде отдельного файла в составе заявки. Жалоба участника признана необоснованной (решение Нижегородского УФАС от 03.11.2023 № 052/06/105-2546/2023).
3. Участник закупки не указал на ЭП верное значение показателя
Участник закупки не указал одно из значений показателя — заказчик отклонил заявку. Решение заказчика комиссияПриморского УФАС посчитала правильным.
Обстоятельства дела. Заказчик опубликовал извещение напроведение запроса котировок на закупку товара. Комиссия заказчика отклонила одного участника за несоответствие информации и документов требованиям извещения. Участник пожаловался на действия комиссии.
Решение контрольного органа. Комиссия установила, что визвещении заказчик указал, что заявка должна содержать характеристики товара, а в инструкции по заполнению заявкиустановил, что участник закупки указывает в заявке только одно значение. Однако участник указал две характеристики. Такую заявку следует отклонить.
Также участник сформировал предложение товара сиспользованием электронной площадки и приложил отдельный файл с техническим предложением. Такие характеристики размещает оператор ЭП. При этом в форме, которую заполнял участник закупки, не было возможности выбрать единственное значение показателя: «Тип покрытия полотна: порошковая покраска или битумный лак». Из-за такой технической ошибки участники не могли заполнить заявки с использованием функционала ЭП. Это привело к тому, что заказчик отклонил заявки участников. Контрольный орган жалобу признал необоснованной, но заказчику и ЭП выдал предписание устранить нарушения (решение Приморского УФАС от 02.11.2023 № 025/06/50-1576/2023).
В практике контроля встречаются ситуации, когда за ошибки в структурированном описании объекта закупки наказывают заказчиков. Так, контрольный орган указал, что заказчик обязан после 1 октября 2023 г. описывать характеристики объекта закупки в структурированном виде. А информация в структуре иприложенном файле должна быть одинаковая. Далее приведем примеры из свежей практики.
4. Заказчик не описал объект закупки вструктурированной форме
Заказчик ошибся при заполнении структурированной заявки. Контрольный орган привлек его к административной ответственности за размещение в ЕИС или на ЭП информации снарушением действующего законодательства.
Обстоятельства дела. Заказчик опубликовал извещение напроведение электронного аукциона по монтажу систем пожарной и охранной сигнализации. НМЦК закупки более 4 млн. руб. Ваукционе приняли участие пять поставщиков. Все заявки были признаны соответствующими извещению. Но один из участников пожаловался в УФАС, что заказчик не описал объект закупки вструктурированном виде, а в извещении не установил требования к составу и содержанию заявки. Предмет закупки заказчик описывал по ОКПД2, потому что не нашел в КТРУ подходящей позиции.
Решение контрольного органа. Контрольный орган установил, что заказчик в ЕИС не разместил описание объекта закупки в образе бумажного документа. Также не приложил требования к содержанию, составу заявки. Комиссия УФАС признала жалобу обоснованной и привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 1.4. ст. 7.30 КоАП заразмещение описания объекта закупки с нарушениями (решение Забайкальского УФАС от 26.10.2023 № 075/06/105-520/2023).
5. Информация в структурированной заявке иприложенном файле разная
Заказчик сформировал извещение и информацию опоказателе противоречиво. Комиссия УФАС признала такие действия неправомерными. Информация в структурированномописании объекта закупки и приложенном файле должна быть одинаковая.
Обстоятельства дела. Заказчик разместил извещение опроведении электронного аукциона на поставку компьютеров. Один из участников закупки подал жалобу, где указал, что заказчик предъявил противоречивые требования к объекту закупки.
Решение контрольного органа. Комиссия УФАС установила, что в приложенном к извещению электронном документе заказчик указал, что ему требуется системный блок схарактеристикой «ширина корпуса» с показателем «<400».Одновременно в извещении в структурированной форме установлено, что заказчику требуется системный блок, который обладает характеристикой «ширина корпуса» с показателем «≥400». То есть информация, которая установлена в извещении опоказателе при описании ширины корпуса, была сформирована противоречиво. Заказчик согласился с доводом жалобы иподтвердил, что в извещении допустил техническую опечатку, которая действительно не позволяет потенциальному участнику закупки однозначно сформировать свое предложение. Жалобу была признана обоснованной. Заказчик нарушил ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона.
В описании объекта закупки заказчик указывает функциональные, технические, качественные иэксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (решение Волгоградского УФАС от 20.10.2023 № 034/06/105-1223/2023).
Использованы материалы журнала Административная практика ФАС за 2024 №1, сайта Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru.
Автор: Г.Б. Добрецов.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: