Основные изменения по 44-ФЗ после 01.01.2022 (часть 1 – изменения с 8 марта 2022)
В текущем году в Закон был внесен ряд изменений, принятых Федеральными законами от 30.12.2021 № 476-ФЗ; от 08.03.2022 № 46-ФЗ; от 26.03.2022 № 64-ФЗ; от 16.04.2022 № 104-ФЗ; от 16.04.2022 № 109. Часть из них уже вступила в силу. Некоторые вступают 01.07.2022. Отдельные – еще позднее. Во исполнение Закона приняты некоторые постановления Правительства РФ.
Проанализируем эти изменения по этапам вступления.
Шесть изменений в Законе, вступившие в силу с 8 марта 2022 года.
1. Правительство РФ вправе увеличивать НМЦК и годовой объем закупок отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок (изменения внесены в п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона. С 08.03. до 01.08.2022 года указанные НМЦК и годовой объем закупок увеличены постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 06.03.2022 № 297.
2. Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (Ст. 34 Закона дополнена частью 9.1).
Примечание. Ранее Правительство РФ могло устанавливать такие случаи и порядок на основании ч. 42.1 ст. 112 Закона, но только в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в 2021 году и ранее.
3. Новые случаи закупок у единственного контрагента (Часть 1 ст. 93 Закона дополнена новыми п.п. 5.1, 5.2 и 28.1).
Теперь у единственного поставщика можно закупать:
- лекарственные препараты, медицинские изделия и расходные материалы государственной или муниципальной медицинской организацией, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным на территории РФ или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера, производителем, а также если разрешение на осуществление такой закупки медицинской организацией установлено решением учредителя данной медицинской организации. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать в отношении лекарственных препаратов или расходных материалов 50 млн. руб., а в отношении медицинских изделий - 250 млн. руб. (п. 5.1 ч. 1 ст.93 Закона);
- технические средства реабилитации и услуги Фондом социального страхования РФ, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении технических средств реабилитации и услуг, произведенных (оказанных) на территории РФ или произведенных на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера (п. 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона);
- лекарственных препаратов или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, происходящим из иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительных мер экономического характера, у поставщика таких лекарственных препаратов или медицинских изделий, включенным в реестр единственных поставщиков таких лекарственных препаратов и медицинских изделий. Порядок ведения указанного реестра устанавливается Правительством РФ (п. 28.1 ч. 1 ст. 93 Закона).
4. Увеличена до 1,5 млн. руб. предельная цена контракта при закупке у единственного поставщика лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии (изменения внесены в п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона). Примечание. Ранее предел составлял 1 млн. руб.
5. Новое основание для изменения существенных условий контрактов, заключенных до 1 января 2023 года (Ст. 112 Закона дополнена новой ч. 65.1).
Теперь по соглашению сторон допускается изменение существенных условий названных контрактов, если при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта.
При этом изменение осуществляется с соблюдением положений ч.ч. 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при закупках для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
6. Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного источника.
До 31.12.2022 года в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона, могут быть установлены иные случаи закупок у единственного контрагента, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
Правительство РФ вправе устанавливать названные случаи и порядок закупок для государственных и (или) муниципальных нужд (см. постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339), высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ - для государственных и (или) муниципальных нужд в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ.
! Чтобы иметь доступ к важнейшим нормативным актам, когда под рукой нет компьютера и Интернета, рекомендуем скачать их. Редакции документов поддерживаются в актуальном состоянии в соответствии с изменениями законодательства!
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Актуальность проверена 23.05.2022г.:
https://ext.garant.ru/url/?/download/?/files/9/2/343529/garant_44-fz.pdf
В следующей статье мы рассмотрим изменения, вступившие в силу:
с 26 марта 2022 года
с 1 и 16 апреля 2022 года
с 1 мая 2022 года
с 1 июля 2022 года
Автор: Г.Б. Добрецов