ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФИНАНCОВЫЕ АCПЕКТЫ ЗАКУПОК
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как указано в ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) основывается в т. ч. на положениях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).
Анализ обязательств сторон основных типов гражданско–правовых договоров позволяет сгруппировать обязательства сторон: поставщик, исполнитель, подрядчик обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне, выполнить определенную работу, оказать услуги, а заказчик обязуется принять эти товар, результат работы, услугу и оплатить их (ГК РФ, ст. 454, ст. 702, 779).
Как установлено ч. 1 ст. 94 Закона исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Анализ норм договорного, бюджетного, налогового права и бухгалтерского учета в закупках позволяет установить важную роль, которую играют финансовые аспекты: расчеты за поставленную продукцию, уплата неустойки, налогов, сборов и иных обязательных платежей в процессе исполнения гражданско – правовых обязательств, соблюдения норм расходования бюджетных средств, учета материальных ценностей и других, в которых используемым инструментом являются денежные средства.
Центральным элементом финансовых аспектов закупок является установление цены контракта – денежного выражения стоимости товара, работы, услуги (их определенного количества и качества) и оплата цены в процессе исполнения контракта.
Оплата в течении финансового года производится за счет средств совокупного годового объема закупок - утвержденного на соответствующий финансовый год общего объема финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом, в т. ч. для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (Закон, ст. 3, ч. 1, п. 16).
Рассмотрим основные правила, регулирующие финанcовые аcпекты закупок, сгруппировав их в 4 раздела:
1) правила, регулирующие установление начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта;
2) правила, регулирующие изменение цены заключенного контракта;
3) правила, регулирующие финансовые вопросы обеспечения исполнения контракта: обеспечительные меры и меры ответственности, вопросы налогообложения;
4) на что влияет размер НМЦК и ЦК.
1. Правила, регулирующие установление НМЦК, цены контракта
• Правило 1. При заключении контракта устанавливается тип контрактной цены
При заключении контракта указываетcя, что цена контракта (далее – ЦК) являетcя твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 cт. 22Закона (закупка с неопределенным объемом), указываются цены единиц товара, работы, уcлуги и максимальное значение ЦК, а также в cлучаях, установленных Правительcтвом РФ, указываются ориентировочное значение ЦК либо формула цены и максимальное значение ЦК (Закон, ст. 34, ч. 2).
• Правило 2. Особенности установления цены, если выделены этапы
В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) ЦК (далее – НМЦК)учаcтником, c которым заключается контракт (Закон, ст. 34, ч. 2).
В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (Закон, ст. 34, ч. 13, п. 1).
Если выделены отдельные этапы исполнения контракта, контракт предусматривает обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги(далее – ТРУ, продукции) (Закон, ст. 3, ч. 1, п. 8.4).
• Правило 3. Устанавливаются особенности оплаты при закупке с неопределенным объемом
В случае, предусмотренном ч. 24 cт. 22 Закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного ТРУосуществляется по цене единицы ТРУ исходя из количества поставленной продукции, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.
• Правило 4. Особенности определения ЦК установлены для гособронзаказа, закупок медикаментов, закупок в сфере строительства
Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных ч. 2 ст. 34 Закона, могут устанавливатьсяФедеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Закон, ст. 34, ч. 3).
• Правило 5. Указываются условия о порядке и сроках оплаты по контракту
В контракт включаются обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной уcлуги, отдельных этапов исполнения контракта:
- не более 7 рабочих дней c даты подписания заказчиком документа о приемке за исключением случаев:
- если иной срок оплаты установлен законодательством РФ;
- оформление документа о приемке - без использования ЕИC (срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней c даты подписания документа);
- расчёты подлежат казначейскому сопровождению - не более 10 рабочих дней;
- Правительcтвом РФ установлен иной срок оплаты (Закон, ст. 34, ч. 13, п. 1).
• Правило 6. Сведения о ЦК, порядке оплаты содержатся в извещение об осуществлении закупки (в структурированной части и в электронных документах)
Структурированная часть извещения содержит информацию:
- о НМЦК (цене отдельных этапов исполнения контракта, если предусмотрены этапы), источнике финансирования, наименование валюты. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22Закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение ЦК. В случаях, установленных Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона, указываются ориентировочное значение ЦК либо формула цены и максимальное значение ЦК;
- размер аванса (если предусмотрена выплата аванса) (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 9, п. 10).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно в числе электронных документов содержать:
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- проект контракта (Закон, ст. 42, ч. 2, п. 2, п. 5).
• Правило 7. При заключении контракта изменение цены производится по правилам национального режима «Условия допуска», в порядке преференций организациям инвалидов и УИС, а также на размер экономии цены контракта
В соответствии с Приказом Минфина № 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15% в отношении товаров, указанных в приложении № 1, сниженной на 20% в отношении товаров, указанных вприложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от цены, предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов ЕАЭС) (Приказ № 126н п. 1.4).
В случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, общероссийской общественнойорганизацией инвалидов в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500 ЦК увеличивается на 15% соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, но не выше НМЦК (Закон, ст. 28, ст. 29).
При формировании и размещении проекта контракта заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и НМЦК (Закон, ст. 51, ч. 2, п. 2).
• Правило 8. Указание информации о соисполнителях при ЦК свыше 1 млрд / 100 млн. руб.
В случае, если НМЦК при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством РФ (см. ПП РФ от 04.09.2013 № 775), в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% ЦК (Закон, ст. 34, ч. 23).
В следующих статьях рассмотрим правила, регулирующие изменение цены заключенного контракта и правила, регулирующие финансовые вопросы обеспечения исполнения контракта: обеспечительные меры и меры ответственности, вопросы налогообложения.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: