Открытый электронный конкурс: понятие, процедура и правило проведения
Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – поставщик) или осуществляют закупки у единственного поставщика. К конкурентным способам (они могут быть открытыми и закрытыми) кроме аукциона и запроса котировок относится конкурс (открытый конкурс в электронной форме (далее - ОКЭФ), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (Закон № 44-ФЗ, далее – Закон. Ст. 24, ч.ч. 1, 2)
Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом предусмотрена документация) (Закон, ст. 24, ч. 4).
В ОКЭФ информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения, к участникам закупки предъявляются единые требования, в отдельных случаях – дополнительное требование, а так же требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 12, ст. 31; ПП РФ № 2571 п. 1 «б»), процедура проводится на электронной площадке.
Закон устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.
Открытый конкурс не проводится, если:
1) заказчик должен применять закрытые способыопределения поставщика (см. ч. 11 ст. 24 Закона):
Примечание: в случае осуществления закупок заказчиками из числа судов, закупок для обеспечения деятельности судей заказчик вправе применять закрытые конкурентные способы (ч. 12 ст. 24 Закона).
2) проводится закупка товаров (работ, услуг), включенных в аукционные перечни, которая (за исключением запроса котировок в электронной форме и закупки у единственного поставщика) может осуществляться только путем проведения электронного аукциона (ч. 6 ст. 24 Закона).
Примечание: Федеральный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2013 №471-р «О Перечне товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме».
В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбратьспособ определения поставщика, в т.ч. электронный конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.
Преимущество открытого конкурса: при выборе победителя помимо цены могут учитываться квалификация участника, качественные и иные характеристики товара (работ, услуг);
Недостатки открытого конкурса:
1) сложность, большой объем документов, многоэтапность, длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, закупкой у единственного поставщика;
2) высокий риск возникновения претензий к заказчику и комиссии в связи с ошибками в ходе проведения из-за сложности и многоэтапности процедуры и возможности оценки процедуры с точки зрения «заточенности» критериев под конкретного участника.
ПРОЦЕДУРА ЭЛЕКТРОННОГО КОНКУРСА (статья 48 Закона)
1. Конкурс начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки (см. ст. 42 Закона).
Извещение об осуществлении закупки с 01.10.2023 состоит из двух частей:
1) из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в «структурированном виде») (ч. 1 ст. 42 Закона), п. 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС, о требованиях к их формам (далее – Положение), утв. ПП РФ от 27.01.2022 № 60;
2) информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в «структурированном виде») в том числе «Описание объекта закупки», и которые включаются в извещение путем приложения файла - электронного документа или образа бумажного документа (ч. 2 ст. 42 Закона, п. 4 Положения, п. 2 формы, являющейся приложением к Положению).
В числе информации извещение с 01.01.2024 содержит предупреждение об административной и уголовной ответственности участника за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
2. Заявка на участие в закупке подается на электронную площадку и состоит из трех частей. Первая часть (далее - 1ЧЗ) - информация и документы о товаре. Вторая часть (далее - 2ЧЗ) - об участнике. Третья часть (далее – 3ЧЗ) – предложение о цене контракта (далее -ЦК).
С 01.10.2023 Заявка участника закупки формируется в личном кабинете участника на электронной площадке путем заполнения окон и прикрепления необходимых файлов и документов.
Заявка на участие в закупке состоит из структурированной части, которую участник заполняет на электронной площадке, и неструктурированной (прикрепленных файлов). В структурированную часть заявки входит обязательная информация о товаре, работе, услуге. А именно: страна происхождения, товарный знак (при наличии), функциональные, технические. качественные характеристики, эксплуатационные параметры объекта закупки.
Внимание!
В случае, если в извещении не установлены критерии, предусмотренные п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 32 Закона, а также в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона в описание объекта закупки проектной документации (далее – ПД), или типовой ПД, или сметы на капремонт объекта капстроительства ОКЭФ проводится в порядке, установленном Законом, с учетом того, что заявка состоит из 2ЧЗ и 3ЧЗ. Вторая часть должна также содержать информацию, предусмотренную п/п «а» (за исключением случая включения заказчиком в описание объекта закупки ПД, или типовой ПД, или сметы на капремонт объекта капстроительства) и п/п. «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона. (Закон, ст. 48, ч. 19)
3. Не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 48, в которой в отдельных закупках установлен максимальный срок 5 рабочих дней) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки 1ЧЗ, установленной в извещении, члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают 1ЧЗ и принимают решение о признании 1ЧЗ соответствующей извещению или об отклонении заявки на участие в закупке.
Примечание: при рассмотрении 1ЧЗ заявка подлежит отклонению в случаях, установленных ч. 5 ст. 48 Закона;
б) осуществляют оценку 1ЧЗ, (по которым принято решение о соответствии их извещению) по критериям, предусмотренным п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 32 Закона (если такие критерии установлены).
Затем заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки 1ЧЗ (протокол №1), после подписания членами закупочной комиссии такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (Закон, ст. 48, части 1 – 6).
4. Участники закупки, 1ЧЗ которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, вправе в течение процедуры подачи предложений о ЦК (один час) подать с использованием электронной площадки одно предложение о ЦК, либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, ч. 24 ст. 22 Закона). При подаче участником закупки ценового предложения не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в 3ЧЗ, а также предложения, равного нулю. Подача участником ценового предложения, предусматривающего снижение ЦК либо суммы цен единиц ниже нуля, означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта и указываемой в качестве ЦК. Если участником не подано ценовое предложение, ценовым предложением участника считается предложение, содержащееся в 3ЧЗ (Закон, ст. 48, ч. 8, ч. 9).
5. Оператор формирует протокол подачи ценовых предложений (далее – протокол № 3) и направляет заказчику 2ЧЗ, а также информацию и документы участников, 1ЧЗ которых признаны соответствующими извещению (Закон, ст. 48, ч. 10).
6. Закупочная комиссия заказчика не позднее 2 рабочих дней рассматривает 2ЧЗ, а также информацию и документы, направленные оператором, осуществляет оценку 2ЧЗ, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению, и формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки 2ЧЗ (далее – протокол № 2) (Закон, ст. 48, ч. 11).
Примечание: при рассмотрении 2ЧЗ заявка подлежит отклонению в случаях, установленных ч. 12 ст. 48 Закона.
7. Закупочная комиссия заказчика не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов от оператора осуществляет оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона и на основании результатов оценки 1ЧЗ и 2ЧЗ на участие в закупке, содержащихся в протоколах № 1 и № 2, а также оценки по цене присваивают каждой заявке, 1ЧЗ и 2ЧЗ которой признаны соответствующими извещению, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений НПА национального режима. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, поступившей ранее других (Закон, ст. 48, ч. 15, п. 1).
8. Заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания его усиленными электронными подписями членами закупочной комиссии подписывает протокол усиленной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки. Оператор электронной площадки размещает указанный протокол в ЕИС и на электронной площадке (Закон, ст. 48, ч. 15, п. 1, ч. 16).
Продолжение процедуры проведение ОКЭФ будет рассмотрено в следующей статье.
Использованы материалы СПС «Гарант», письмо Минфина РФ от 18.12.2023 № 24-01-10/122331
Автор: Г.Б. Добрецов.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: