ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНКУРС ПРОЦЕДУРА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ
Закон устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.
Открытый конкурс не проводится, если:
1) заказчик должен применять закрытые способыопределения поставщика (см. ч. 11 ст. 24 Закона):
- закупка осуществляется для федеральных нужд, сведения о которых являются гостайной;
- в документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения о товаре, являющиеся государственной тайной;
- заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Госфонда драгметаллов и драгкамней РФ, музейных и ряда иных культурных, исторических, художественных ценностей, которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);
- закупаются услуги для обеспечения деятельности органов принудительного исполнения РФ по техобслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту зданий и сооружений, по уборке таких зданий и сооружений, прилегающих к ним территорий, по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
- закупаются товары, работы, услуги ФОИВ, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, подведомственными им государственными учреждениями, ГУП. Перечень указанных органов, учреждений и предприятий утверждается Правительством РФ;
- закупки на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, утилизацию вооружения, военной и специальной техники;
- закупаются работы по исследованию и использованию космического пространства, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию) космических материалов и космических технологий, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию), модернизации, поставке, ремонту, сервисному обслуживанию, использованию (эксплуатации), утилизации космической техники, по разработке, производству и поставке объектов космической инфраструктуры.
В случае осуществления закупок заказчиками из числа судов, закупок для обеспечения деятельности судей могут применяться закрытые конкурентные способы (ч. 12 ст. 24 Закона).
2) проводится закупка товаров (работ, услуг), включенных в аукционные перечни, которая (за исключением запроса котировок в электронной форме и закупки у единственного поставщика) может осуществляться только путем проведения электронного аукциона (ч. 6 ст. 24 Закона).
В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбратьспособ определения поставщика, в т.ч. электронный конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.
Преимущество открытого конкурса: при выборе победителя помимо цены могут учитываться квалификация участника, качественные и иные характеристики товара (работ, услуг);
Недостатки открытого конкурса:
1) сложность, большой объем документов, многоэтапность, длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, закупкой у единственного поставщика;
2) высокий риск возникновения претензий к заказчику и комиссии в связи с ошибками в ходе проведения из-за сложности и многоэтапности процедуры и возможности оценки процедуры с точки зрения «заточенности» критериев под конкретного участника.
ПРОЦЕДУРА ЭЛЕКТРОННОГО КОНКУРСА (статья 48 Закона)
1. Конкурс начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки.
2. Заявка на участие в закупке подается на электронную площадку и состоит из трех частей. Первая часть (1ЧЗ) - информация и документы о товаре. Вторая часть (2ЧЗ) - об участнике. Третья часть - ценовое предложение.
3. После рассмотрения и оценки 1ЧЗ формируетсяпротокол (далее – протокол № 1), который после подписания его членами комиссии направляется на электронную площадку.
4. Участники закупки, 1ЧЗ которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене подать с использованием электронной площадки одно предложение о цене контракта.
5. Оператор формирует протокол подачи ценовых предложений (далее – протокол № 3).
6. Оператор направляет заказчику 2ЧЗ, а также информацию и документы участников.
7. Закупочная комиссия заказчика рассматривает 2ЧЗ, а также информацию и документы, направленные оператором, осуществляет оценку 2ЧЗ, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению, и формирует с использованием электронной площадки протокол подачи ценовых предложений (далее – протокол № 2).
8.Оператор направляет заказчику ценовые предложения участников, 2ЧЗ которых признаны соответствующими извещению, а также протокол № 3.
9. Закупочная комиссия заказчика осуществляет оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона и на основании результатов оценки 1ЧЗ и 2ЧЗ на участие в закупке, содержащихся в протоколах № 1 и № 2, а также оценки по цене, присваивают каждой заявке, 1ЧЗ и 2ЧЗ которой признаны соответствующими извещению, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений НПА национального режима.
10. Заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания его усиленными электронными подписями членами закупочной комиссии подписывает протокол усиленной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
1. Закупка должна быть размещена в плане-графике.
2. В закупке применяются электронные системы и инструменты: единая информационная система, электронная площадка, электронные: документооборот, подпись, процедуры.
3. Закупка должна быть обоснована (соответствовать ст. 22 и ст. 19 Закона).
4. Закупка начинается с размещения в ЕИС извещения, прилагаемых документов, в том числе проекта контракта не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.Учитываются особенности объекта закупки, в т.ч. национального режима. Предусматривается обязанность подтверждения участником своего соответствия, в т.ч. документально.
5. В извещении обязательно указываются конкурсные критерии.
6. Обеспечение заявки при конкурсе НМЦК свыше 1 млн. рублей – обязательно и устанавливается по общему правилу от 0,5% до 1% НМЦК.
7. Обеспечение контракта – обязательно и устанавливается по общему правилу в размере 0,5% – 30% НМЦК.Антидемпинговое обеспечение устанавливается в соответствии ст. 37 Закона.
8. Если невозможно заранее определить объем торгуется цена единицы продукции.
9. Право отменить конкурс - не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок.
10. Заказчик вправе внести изменения в извещение - не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок не допускаются. При этом срок подачи заявок должен быть продлен.
11. Участвовать в электронном конкурсе может только участник, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на этой площадке.
12. Заявка участника подается на электронную площадку тремя частями.
13. Право участника на отзыв заявки (до окончания срока подачи заявок на участие в закупке и после итогового протокола кроме первых трех).
14. Победитель конкурса - участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка которого соответствует установленным требованиям.
15. Подписание контракта победителем и заказчиком:победитель не позднее 5 рабочих дней, после размещения заказчиком проекта контракта, заказчик - не позднее 2 рабочих дней за победителем.
16. Заключение контракта с участником, которому присвоен следующий порядковый номер, при уклонениипобедителя. Заказчик заключает контракт с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку, в случае:
1) если участник закупки признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 ст. 31 Закона.
17. Заключение контракта с единственным участником(если конкурс признан не состоявшимся (имеется один участник)- в порядке ст. 93 ч. 1 п. 25).
18. Регистрация контракта, сведения о расторжении (изменении, исполнении) вносятся в реестр контрактов в срок 5 рабочих дней.
Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.
Автор: Г.Б. Добрецов