Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Практика ФАС по применению законодательства в сфере закупок

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
11.06.2024

Федеральная антимонопольная служба опубликовала материалы совещания с территориальными органами ФАС России и Уполномоченными органами субъектов РФ. Приводим некоторые актуальные ответы на вопросы. 


re3tth96tx84z5g94cflgoladdpvl2ya.png


Вопрос: как заказчики должны устанавливать в извещениях требования о предоставлении участником закупки в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии)? Каким образом данная информация должна быть представлена в составе заявки (отдельным прикрепленным файлом, в тексте заявки, иным образом)? 

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (пункт 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ). 

Согласно п/п. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. 

В целях исполнения требований подпункта «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена). 

Подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу ч. 8 ст. 31 Закона. Вместе с тем разъяснение ФАС России от 09.01.2024 № МШ/211/24 не распространяется на случаи осуществления работ/услуг, на которые лицензии устанавливаются не в соответствии с Законом № 99-ФЗ, например, лицензия по работе с гос. тайной.


Вопрос: Постановлением Правительства (далее – ПП) РФ № 2604 установлено, что при проведении открытого конкурса в электронной форме документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Чем отличается электронный образ документа от электронного документа? 

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» дается следующее определение данного понятия: электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ. 

Согласно п. 1.6.1 Регламента удостоверяющего центра Евразийской экономической комиссии (Приложение к Положению об удостоверяющем центре Евразийской экономической комиссии, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2018 № 110) под электронным документом понимается документ в электронном виде, заверенный электронной цифровой подписью и отвечающий требованиям общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.

При этом электронный образ документа создается с помощью средств сканирования документа на бумажном носителе, а электронный документ изначально создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе. 

Таким образом, комиссия по осуществлению закупок обязана принимать к оценке как электронные документы, так и образы электронных документов. 


Вопрос: относятся ли работы по замене системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей к текущему ремонту и нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с поз. 15 приложения к ППП РФ № 2571? 

В силу пункта 8 статьи 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений проводят для обеспечения их надлежащего технического состояния, под которым понимают поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправности строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации. 

Для точного определения необходимости установления определенной позиции ПП РФ № 2571 необходимо исходить из того является ли пожарная сигнализация частью инженерно-технической системы здания или нет. 

В этой связи работы могут быть отнесены как к позиции 14 приложения к ПП РФ № 2571, так и к позиции 15 приложения к ПП № 2571.


Вопрос: имеется ли нарушение пункта 8 Правил использования КТРУ при включении в состав одного объекта закупки нескольких товаров, работ, услуг, в отношении которых в КТРУ содержатся позиции, подлежащие применению, и в отношении которых отсутствуют такие позиции? 

Например, в КТРУ отсутствует товар «Комплект (набор)», при этом товарам «Шкаф для белья» и «Шкаф для одежды» соответствует позиция КТРУ 31.01.12.131-00000001 («Шкаф для одежды деревянный»), товару «полка навесная» соответствует позиция КТРУ 31.09.11.130-00000002 («Полка навесная»), товарам «Стол (тип 1)», «Стол (тип 2)» – позиция КТРУ 31.01.10.000-00000005 («Стол письменный»). Аналогичная ситуация в закупках на поставку автоматизированного рабочего места, состоящего из монитора, системного блока, клавиатуры и т.д., отдельные позиции в отношении которых присутствуют в КТРУ, при этом позиция «Автоматизированное рабочее место» в КТРУ не содержится.

Позиции КТРУ формируются в отношении укрупненных категорий групп товаров, работ, услуг, обращающихся на соответствующем рынке, что позволяет применять такие позиции КТРУ всеми заказчиками, конкретизируя потребности каждого заказчика дополнительными характеристиками. 

Также понятие «наименование объекта закупки» (формулируется заказчиками самостоятельно) не идентично понятию «наименование товара, работы, услуги)» (установлено КТРУ). 

При необходимости осуществления закупки «комплекта (набора)», «автоматизированного рабочего места» заказчик формулирует наименование объекта закупки самостоятельно, при этом содержание объекта закупки, т.е. конкретные товары, работы, услуги, подлежат описанию на основании имеющихся позиций КТРУ. 

С учетом п. 8 Правил использования КТРУ при включении в состав одного объекта закупки нескольких товаров, работ, услуг, в отношении которых в КТРУ имеются подлежащие применению позиции КТРУ и отсутствуют соответствующие позиции, заказчик применяет позиции КТРУ в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в КТРУ имеется подлежащая применению позиция.


Вопрос: правомерно ли установление Заказчиком кода ОКПД 2 объекта закупки без использования кода КТРУ, в случае если по соответствующему предмету закупки установлена позиция в КТРУ, сформированная на ином коде ОКПД? 

Согласно п/п. «д» п. 10, п.у 12 Правил формирования КТРУ код ОКПД 2 учитывается в коде позиции КТРУ и включается в справочную информацию, содержащуюся в соответствующей позиции КТРУ. 

Такая справочная информация не образует описание объекта закупки в понимании ст. 33 Закона и указывается в целях реализации соответствующих положений Правил формирования КТРУ, а также для применений положений национального режима. 

Таким образом, заказчик самостоятельно указывает при описании объекта закупки код ОКПД 2, соответствующий объекту закупки, при этом описывает объект закупки в соответствии с позицией КТРУ.


Вопрос: при формировании извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчику необходимо выбрать инструкцию по заполнению характеристик в заявке. В частности, для выбора доступна инструкция «Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики» (доступно для типа объекта закупки «Товар» и типа характеристики «Качественная» или «Количественная» с заполненным диапазоном). 

На практике складывается ситуация, когда заказчики, выбрав указанную инструкцию заполнения характеристики товара, получают от оператора электронной площадки заявку участника, содержащую не конкретные значения, а диапазонные, указанные в соответствии с позицией каталога, в связи с чем в контракте также указываются диапазонные значения характеристик. 

В связи с невозможностью указания участниками закупки иных значений характеристик товара, отличных от характеристик, содержащихся в позиции каталога, просим разъяснить правомерность отклонения заявки участника при наличии противоречий между инструкцией по заполнению характеристик в ЕИС в заявке и фактически указанными участником закупки характеристиками.

Участники закупки вправе сформировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров, содержащее наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ (п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона). 

Заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ (п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона). 

Оператор ЭТП отбирает не более пяти заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, присваивает каждой заявке порядковый номер, направляет заказчику заявки на участие в закупке (п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона). 

Заказчик принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона). 

Заказчик и участники закупки используют идентичные позиции каталога, т.е. позиции, содержащие значения, выбираемые как заказчиком, так и участником закупки. Таким образом, отклонение заявки участника закупки, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона № 44-ФЗ, неправомерно.


Использованы материалы СПС «Гарант», «КонсультантПлюс», сайта gkgz.ru.



Автор: Г.Б. Добрецов






Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png


Оцените статью:
(0)

Возврат к списку